Семейные компании развитие и преемственность поколений

Жизнь и разрушение «династических» компаний. Семейные компании в мире демонстрируют лучшую динамику по сравнению с
компаниями с другой бизнес — структурой. Семейственность и преемственность в бизнесе положительно влияют на финансовые результаты компаний. Проанализировав финансовые показатели некоторых мировых компаний, в которых основатели и их
наследники владеют не менее 20% акций доходность акций так называемых семейных компаний в два раза больше, чем средний уровень доходности акций других компаний.
Можно подчеркнуть, что семейный бизнес показывает высокую доходность именно в долгосрочной перспективе, так как его владельцы в меньшей степени готовы рисковать и
в большей степени ориентированы на сохранение дела для следующих поколений.
Но сегодняшний рассказ будет посвящен тому, насколько эффективен семейный бизнес и почему он разрушается, не достигнув пика успешности.
Если рассматривать мировой бизнес в целом, то семейные компании на сегодняшний день составляют около 70% всех компаний и производят около 70% мирового ВВП.
Наибольшее количество старейших семейных компаний приходится на Великобританию,
в Швеции отмечается самый высокий процент работоспособного населения, занятого в
семейном бизнесе (61%), в Италии ежегодный оборот около 2 млн. евро имеет каждая
пятая семейная компания.
Семейный бизнес — распространенная модель предпринимательства, чья эффективность
давно доказана. Взглянем на самые яркие примеры семейных бизнес-гигантов.
Южнокорейская Samsung Electronics управляется Ли Кун-Хи, его сыном и двумя
дочерьми. Volkswagen, которой принадлежат такие бренды, как Porsche, Audi и Bentley,
является мощной семейной корпорацией с 80% акций в руках членов одной семьи. Марк
Цукерберг отблагодарил отца за небольшой заем во времена основания Facebook и
подарил ему 2 млн акций, а ведущие посты в корпорации занимают его старшие сестры.
Таких примеров много. Все эти люди сумели раскрыть себя и показать свои наилучшие
характеристики. Из данного примера можно осознать, что одной из важных особенностей
семейного дела является — Доверие партнерам по бизнесу! Это один из залогов успеха!
Скажите кто может быть ближе и надежнее, чем родственники? Почему на свет рождается
именно семейный бизнес, заключается в том, что не все начинающие предприниматели
могут позволить себе принять наемных сотрудников. На первых порах своим можно и не
платить (как кажется), зато вдохновить участием в общем деле и солидной прибылью в
будущем. Сущая идиллия. Но!
На деле оказывается, что общее дело может не только не сблизить семью, но и разрушить
ее. История мирового предпринимательства знает немало примеров крушений родовых
бизнесов «по семейным обстоятельствам» где, не всегда грамотно выстроено управление,
что у них нет четкой процедуры смены власти и что им не всегда удается пережить своих
основателей. Вот лишь несколько самых ярких примеров. В их числе компания Gucci,
«наверху» которой сегодня нет ни одного представителя знаменитого клана. Так,
наследник клана Гуччи Маурицио был убит выстрелом в спину по заказу бывшей жены
Патриции Реджиани. Экс-супруга, осужденная на 20 с лишним лет, не простила
«бывшему» «скромного» содержания в размере £500 тыс. в год и слухов о том, что тот
собирается лишить дочерей наследства. Где же ты Доверие?

Одно из самых сильных испытаний и для семьи, и для бизнеса – испытание деньгами.
Тяжело, когда их нет, но не менее сложно, когда бизнес начинает приносить ощутимый
доход. Первая радость сменяется закравшимся сомнением: «А нужен ли мне партнер? Я
могу и сам». 
В 2014 году правительству Португалии пришлось спасать второй по величине банк
страны Banco Espirito Santo после того, как его генеральный директор, правнук
основателя, ушел в отставку из-за обвинений в финансовых махинациях. У
южнокорейского конгломерата Doosan Group началась черная полоса после того, как
управляющий им клан отправил в отставку председателя совета директоров и назначил на
этот пост его младшего брата. Автоконцерн Fiat, которым управляют наследники Джанни
Агнелли, за два года сменил пятерых генеральных директоров и трех председателей
советов директоров, и в конце концов его возглавил человек со стороны. А в США, когда
два двоюродных брата (один — член совета директоров сети продовольственных
магазинов Market Basket, другой — ее гендиректор и оба — внуки основателя сети) стали
публично делить власть, это привело к протестам персонала и падению продаж на $583
млн. Все зависит от партнеров. Если оба – лидеры, то им трудно будет не только вместе
жить, но и вместе вести бизнес. Если люди частенько не могут найти общий язык, то
бизнес прикончит их отношения. Может произойти и следующее: объединенные общей
целью, они будут идти вместе, но, как только дело разовьется и появится прибыль,
начнутся распри. Это как в спорте у фигуристов». Когда начинается дележка прибыли,
постоянно возникают вопросы, кто внес больший вклад, а кто, наоборот, виновен в
неудачах.
В России доля семейных компаний составляет около 65%. Исследования семейных фирм
за последние три десятилетия показали, что две третьих семейных компаний не доживают
даже до второго поколения, 90% семейных фирм перестают существовать в течение трех
поколений. Выделили крупнейших 12 предприятий в России, контрольный пакет
акций которых или решающий голос в совете директоров принадлежит одной чете и
акции девяти из них можно купить на бирже. Эти 12 российских компаний вошли в
исследование 500 компаний со всего мира, где у семьи доля владения или количество
голосов в совете директоров составляло более 32% для публичных компаний и 50% для
непубличных. Из публичных семейных компаний в рейтинг E&Y попали «Русал»,
«Система», «Магнит», «Дикси Групп», «Северсталь», Трубная металлургическая
компания (ТМК), Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский
металлургический комбинат (ММК), «Мечел», из непубличных — «Т Плюс»,
«Стройгазмонтаж», СУЭК. Все это принадлежит семьям известных миллиардеров —
Дерипаски, Евтушенкова, Галицкого, Лисина, Мельниченко, Мордашова, Ротенбергов,
Вексельберга, Зюзина, Пумпянского, Кесаева и Кациева. Как говорится и русские вошли в
мировую систему фамильного бизнеса, но насколько увеличится и останется ли в живых
эти российские бизнес-семейства я не могу сказать, но буду надеется на лучшее.
Мне бы хотелось сказать, какие действия необходимо предпринять, чтобы совместными
усилиями добиться процветания семьи и бизнеса:

  1. Важно выстроить равные отношения, базирующиеся не на семейных узах, а на
    эффективном и качественном управлении. Чем выше осознание этого фактора, тем
    больше объективного отношения у членов семьи и тем качественнее будет развитие.
    Европейская косметическая компания «Эсте Лаудер» начиналась как хобби для
    парикмахерши Эсте в 1946 году. Долгое время она руководила компанией единолично, но
    постепенно начала привлекать в бизнес семью. К ее компании присоединились муж и
    дети. Сегодня бизнес находится в руках ее сына и его супруги.
  2. Чтобы действительно работать в атмосфере доверия и выигрывать за ее счет,
    позаботьтесь о материальных гарантиях для себя и оформите их юридически. Помните,
    что если члены семьи внесли одинаковые доли на старте бизнеса, то и работать они будут
    не покладая рук. В этом случае позаботьтесь о равных долях в прибыли.
  3. Делегируйте и не забывайте о графиках по распределению обязанностей. Не бойтесь
    использовать труд своих партнеров-родственников. А лучший способ для этого —
    наглядный график со справедливым распределением нагрузки.
  4. Включайте в процесс детей. Речь здесь о дополнительном домашнем образовании и
    прививании вкуса к бизнесу, чтобы дети могли при желании быстрее в него включиться.
    Так вы создаете потенциального работника и помощника и обеспечиваете
    преемственность поколения и наследования. Недавно главное лицо и владелец компании
    Nike Фил Найт передал бразды правления своему сыну, который с детства проводил с
    отцом время на работе и участвовал в стратегических сессиях и обсуждениях новых
    товаров.
    Пока весь штат компании состоит из родственников – это одно, но если бастионы
    семейственности частично порушены и в коллективе появились люди со стороны – это
    уже совсем другая история. Наемные сотрудники могут чувствовать себя в изоляции, ведь
    им не посчастливилось быть связанными с боссом и коллегами семейными узами. Таким
    образом, формируется четкое разделение на «своих» и «чужих». Компании с грамотно
    выстроенным управлением и здоровой «семейственностью» легко находят менеджеров —
    как из семейных рядов, так и со стороны.  Всех перспективных кандидатов, особенно
    членов семьи, надо оценивать по трем пунктам: профессионализм, потенциал, ценности.
    Как правило, чтобы управлять любым более или менее крупным бизнесом, человек
    должен многое уметь: видеть стратегическое направление, понимать рынок и
    потребителя, ориентироваться на результат, сотрудничать, обладать авторитетом,
    развивать организацию, руководить людьми и передавать власть преемникам. Участие в
    семейном бизнесе не гарантирует кресло генерального директора. В одной семье может
    быть несколько наследников, и у каждого будут свои склонности, таланты и способности.
    Возможно, тихой и спокойной дочери владельцев будет комфортнее на должности
    бухгалтера, а бизнес стоит возглавить обладающему лидерскими навыками племяннику
    или даже наемному менеджеру.
    И хочу закончить свою статью словами — ирландского бизнесмена в пятом поколении —
    Алана Кросби, автора культовой книги «Наследование бизнеса»: «Возможностей
    унаследовать крошечный семейный бизнес и превратить его в мировую империю больше
    у того, чей ум занят бизнесом, а не семьей»,. Ведь при всех очевидных преимуществах
    «семейного подряда» именно «особенные отношения» могут помешать успешному
    ведению дел…

Автор: Евгений Александров

Добавить комментарий