Новый формат менеджмента качества для МСП

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Если у Вас есть конкретный вопрос по данной теме, просто напишите эксперту  WhatsApp +79169906144 – Бесплатно

Управление качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса

  Развитие  предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению  эффективности экономики, а это в свою очередь к росту благосостояния общества. Малый и средний бизнес постепенно развивается и набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. В Российской Федерации установлен критерий отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Так, Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 12 мая 1995 г. №88-ФЗ определяет субъектов малого предпринимательства как коммерческие организации в зависимости от численности работников с учетом отраслевой специфики.
       Динамичное  развитие малого бизнеса обусловлено  рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно малому и среднему бизнесу  предоставляется возможность отвоевать  свою долю на рынке. Прежде всего, необходимо отметить гибкость и мобильность особенно малого бизнеса, позволяющих ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
       Важным  преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощъ и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
       Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом  информации, который перекрывается  непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть, малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
       Наконец, необходимо отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило, не требуется  крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
       В то же время, малый и средний бизнес имеет следующие недостатки:
       а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
       б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
       в) сфера малого и среднего бизнеса  ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
       г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограниченная номенклатура выпускаемой продукции и сложность  в конкуренции с крупным производством  и т.д.
       Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
       Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Но это происходит – если речь идет не о временах общеэкономических кризисов — в силу неумелого хозяйствования. У нас же вынуждены останавливаться многие предприятия, выпускающие пользующуюся спросом продукцию и способные при наличии благоприятной, даже просто нормальной экономической обстановки производить ее вполне конкурентоспособной. Но как раз такой обстановки нет, И это связано с серьезными просчетами в экономической политике, из-за чего возникают помехи общие для всего предпринимательства и для мелкого в особенности.

Процесс управления  качеством продукции  на предприятиях  малого и среднего  бизнеса

Лучшие  результаты бизнеса для любой  организации и, особенно для той, которая относится к малым предприятиям, можно получить при использовании системных подходов в управлении.
       СМК можно рассматривать как комплекс необходимого организационного устройства для управления качеством, распределения  ответственности и полномочий, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для достижения поставленных руководством целей. ИСО 9001:2000 признан в мире как основной стандарт, в соответствии с которым СМК сертифицируются. Как правило, причинами, побуждающими организацию внедрять и сертифицировать СМК, являются желание повысить свою конкурентоспособность. Многие заказчики — потребители продукции (услуг) предпочитают взаимодействовать с организациями, имеющими СМК, проверенную независимым органом по сертификации.

Особенности систем управления качеством на предприятиях малого и среднего бизнеса

Менеджмент малых организаций вообще и менеджмент качества в частности имеют свои особенности. Для содействия развитию малого предпринимательства очень важно определить эти особенности, найти примеры успешного менеджмента качества на таких предприятиях и по возможности ознакомить с ними других.
       Начинать  разговор об особенностях малых и средних организаций надо, конечно же, с «человеческого фактора». Коллектив малого и среднего предприятия, как правило, более сплочен, часто связан неформальными узами, в большей степени мотивирован для успеха (в случае неудачи помощи ждать неоткуда). При небольшом числе работающих меньше потребности в документировании процессов — правила работы можно обговорить в непосредственном общении. С одной стороны, так как один человек может выполнять несколько функций, иметь полный набор специалистов нет необходимости, да и накладно.
       С другой — обладать всем набором знаний и умений небольшому коллективу невозможно, поэтому малые организации часто прибегают к аутсорсингу.