Мультипликация рассказчика, преображение зрителя в созерцателя. Заметки к «Театру предпринимателя».

«…Припадаю к народу. Припадаю к великой реке.
Пью великую речь, растворяюсь в её языке.
Припадаю к реке, бесконечно текущей вдоль глаз
Сквозь века, прямо в нас, мимо нас, дальше нас»
Иосиф Бродский.

День Победы для меня начался со службы. Я сходил в церковь.

После церкви, прогулявшись по набережной реки Москвы, вернулся домой ровно к началу парада. В этот раз я посмотрел его полностью и остался доволен. Кроме четкого ритуального ритма, передающего состояние Победы, обратил внимание на два эпизода. Выезд Министра обороны из Спасских ворот и речь Президента.

Показали Спасскую башню. Икону «Спаса Нерукотворного». Я в очередной раз задался вопросом, когда она вновь появилась на башне (позже посмотрел – лето 2010). Камера опустилась ниже на автомобиль министра. Удивительно было то, что он без головного убора. Удивление тут же разрешилось. Сергей Кужугетович перекрестился, надел фуражку и проследовал на Красную площадь принимать парад.

А в речи Президента были слова: «День Победы – это и государственный и глубоко личный праздник…» А еще Владимир Владимирович, обращаясь к собравшимся, называл их «товарищами».
Для нас сторителлеров все это не только «вписывание личных историй в глобальные контексты», но и принятие «своих историй такими, какие они есть».
Приятным дополнением к этой «службе» для меня лично было то, что возвращающиеся с парада самолеты, пролетали прямо над моим домом… и махали мне крылом…

А чуть позже я отправился еще в один храм. «Храм Мельпомены». На детский театральный фестиваль «Пролог», куда меня , по совету Виктории Печерниковой, пригласила Александра Борисовна Никитина. Об этом и пойдет речь…

Фестиваль проходил три дня. Я побывал на открытии. Посмотрел два спектакля. Провел двухдневный практикум. Поварился в этой атмосфере молодости, весны и представленья. Пространство, в котором все это происходило на Библиотечной 23, было очень компактным, но уютным и театральным.
Чтобы не занимать время читающего, скажу, что вдохновение меня посетило в первый же день. Фееричное открытие, которое провели Виктория Печерникова и Михаил Быков и спектакль «Сахарный ребенок» (по книге Ольги Громовой). Спектакль начинала ведущая словами о том, что в пятом классе учительница задала им сочинение о семье, она написала про бабушку. С тех пор у нее есть история страны и история семьи.
И это было очень сильным эпиграфом, прежде всего потому, что было очевидно, как важно для самой ведущей то, что она говорит…
А всего-то сочинение на тему «Моя семья».

Теперь про «рабочие заметки».

Есть, опять же, два момента, которые проявились за время фестиваля.
Первый – «мультипликация рассказчика» (от лат. multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение).
Рассказчик перестает быть «одним воином в поле». Рассказчика становится много. Одну и ту же историю рассказывают одновременно несколько рассказчиков. Причем, это не привычное «представление по ролям», а именно полноценное «рассказывание», когда один рассказчик перенимает у другого «знамя повествования», чтобы передать третьему и так далее. В том же «Сахарном ребенке» четыре актрисы по очереди рассказывали историю девочки Стелы.

А не то же ли происходило с менеджерами «одной крупной IT компании, с которой я работал» и которые все, от отдела маркетинга до службы безопасности, рассказывали ИСТОРИЮ КОМПАНИИ (назовем ее «Q») через свои личные истории.

Именно во взращивании «коллективного рассказчика» я вижу не только развитие театра, как такового, но и «театра предпринимательского действия» в частности (хотя, какая тут может быть «частность»…). Не только лидер должен учиться «представлять со-бытие» компании, но и компании в целом должно «быть, что рассказать».

И второй важный момент, который, все очевиднее становится для меня, в процессе проведения практикумов, — «воспитание активного зрителя».
В пространстве этих «лабораторных опытов над людьми», я заставляю зрителя быть не просто потребителем чужой истории, или не просто внимать мастерству рассказчика, но начать СО-ЗЕРЦАТЬ. Со-отражать потребляемое и внимаемое. Становиться со-творцом истории рассказчика. Прежде всего, через раскрытие и прочищение собственных «эмоциональных пор».
Прекрасной иллюстрацией этого был эпизод последних минут практикума, когда ВСЯ аудитория буквально БРОСИЛАСЬ НА ПОМОЩЬ рассказчику, вспоминая нужное слово.

Надо сказать, что это то, чем мы занимаемся в виртуальном и реальном пространствах «Театра предпринимателя». Через воспитание чувств зрителя, через пробуждение его эмоциональной активности, приводить его к со-авторству историй, созерцателем которых он является.
А если еще поразмышлять. То, оба момента, на которые я обратил внимание читателя, есть, ни что иное, как отражения друг друга. «Мультиплицированный рассказчик», глядя в «активного созерцателя», видит себя. Так же, как «активный созерцатель» в «мультиплицированном рассказчике» видит свое отражение.

Я ехал к месту фестиваля на метро. На каждой станции заходили люди с фотографиями ушедших родных и близких. Люди разных национальностей. Поодиночке и группами. Они все стекались к одному месту. К месту начала акции «Бессмертный полк». Чтобы в этот день пройти по Тверской улице и Красной площади семистатысячиголосым рассказчиком-созерцателем. Создавая красивую и правильную ОБЩУЮ ИСТОРИЮ…