Перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества

Перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества

agriculture-1793403_1920.jpg
Экономика Индонезии Торговля Кооперация

Перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества обсудили на  российско-индонезийском Бизнес-форуме, организованный Деловым советом в рамках ставшего уже традиционным Фестиваля Индонезии, проводимого по инициативе Посольства Республики Индонезия в РФ и Министерства туризма Республики Индонезия при поддержке Департамента Культуры г. Москвы.  

Дорожная  карта стратегических программ

Сегодня в актуальную дорожную карту стратегических программ российско-индонезийского сотрудничества включены более 30 масштабных проектов. Приоритетными становятся проекты, которые предполагают интенсивное вовлечение высокотехнологичных отраслей, способствуя переходу как России, так и Индонезии от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Рязанцев отметил большой интерес российских компаний к участию в создании на территории Индонезии производств по переработке минерального сырья, запрет на вывоз которого был введён правительством Индонезии в 2014 году. В их числе – компания «Blackspace», уже ставшая крупнейшим российским инвестором в регионе. Под управлением «Blackspace» находится ряд крупных проектов: добыча высококалорийного энергетического угля на о. Калимантан, заводские мощности на Юго-Восточном Сулавеси, где уже запущена первая из 60 линий по производству ферроникеля. Завершается масштабная работа корпорации «Русал» по консолидации запасов сырья, необходимого для обеспечения многолетней бесперебойной работы планируемого к строительству на Западном Калимантане боксито-глиноземного комплекса.

На сегодняшний день Экономика Индонезии входит в число наиболее перспективных экономик среди развивающихся стран. В 2005 году аналитики Goldman Sachs включили государство в список «Next 11» — стран, которые станут локомотивами международных экономических отношений в XXI веке, наряду со странами БРИКС. Помимо этого, по рейтингу привлекательности зарубежных страновых рынков для российского несырьевого неэнергетического сектора, разработанному Российским экспортным центром, Индонезия входит в топ-10 стран по показателю комплементарности торговли, то есть соответствию товарной структуры несырьевого импорта товарной структуре несырьевого экспорта России. 

Консультации по вопросам развития внешнеторговых российско-индонезийских проектов  WhatsApp +79169906144 

Обзор Российско-Индонезийского делового сотрудничества.

Общая характеристика экономики Индонезии

Стабильный рост экономики Индонезии за последние 16 лет (рост реального ВВП с 2002г. находился в диапазоне 4,5-6,3%, с 2010 по 2017 среднегодовой рост ВВП составил 5,5%) делает ее интересным и привлекательным рынком, но необходимо понимать, что стоимость входного билета на этот рынок высока из-за интенсивной конкуренции. В отдельных секторах есть фактор, указывающий на потенциал сотрудничества для российских предприятий: устаревшие методы производства и ведения хозяйственной деятельности.

 Основными торговыми партнерами Индонезии являются близлежащие страны Восточной Азии и АТР (Китай, Сингапур, Япония, Тайланд, Южная Корея): за период 2016-2018 они импортировали более 70% индонезийских товаров. Для сравнения: суммарный вклад Северной Америки и Европы в торговом обороте с Индонезией составил в тот же период не более 15%.

До 1980-х годов нефтегазовый сектор приносил Индонезии основные внешнеторговые доходы, однако после структурных изменений в индонезийской экономике главную роль в индонезийском экспорте стала играть продукция обрабатывающей промышленности –

74,1% всего экспорта страны по данным на 2017 год. Неожиданной тенденцией 2018 года стало расширение экспорта свежих фруктов, в частности, мангустинов. В итоге, фрукты, наряду с традиционными товарами индонезийского экспорта – пальмовым маслом, табаком, каучуком, какао и кофе – вошли в десятку статей индонезийского экспорта. Горнодобывающая промышленность, составляющая в 2017 году 14,4% всего индонезийского экспорта, в основном представлена экспортом угля.

Лидерами роста обрабатывающей промышленности в 2018 году стали золото (+ 1 102 млн USD), телефоны и коммуникационная аппаратура (+1 004 млн USD), ферросплавы (+ 725 млн USD), автозапчасти и автомобили (+ 600 млн USD), компьютеры и комплектующие (+346 млн USD).

В период 2013-2017 существенно сократился индонезийский импорт в стоимостном выражении: с 186,6 млрд долл. в 2013 г. до 135,7 млрд долл. в 2016 г. и 156,9 млрд долл. – в 2017 г.

Положительное сальдо внешнеторгового баланса в 2017 г. составило 15,7 млрд USD, в первом полугодии 2018 г. наблюдалось отрицательное сальдо: 4,4 млрд USD.

В товарной структуре индонезийского импорта выделяются 5 групп товаров, на которые по стоимости приходится 69% всего индонезийского рынка: машины и оборудование – 39,7 млрд USD, нефть и нефтепродукты – 26,8 млрд USD, продукция химической промышленности, металлы и металлоконструкции – по 16 млрд USD, и транспортные средства, включая самолеты – 9,7 млрд USD. При этом более трети всего индонезийского импорта приходится на 50 основных товаров, и данная тенденция стабильно сохраняется в независимости от роста или уменьшения общих объемов импорта.

 С точки зрения объемов и направления внешней торговли и размера прямых иностранных инвестиций, экономика Индонезии, как и многие соседние страны, все сильнее зависит от Китая. В 2017 году с 5.5 млрд дол США Китай занял второе место по количеству направленных за год инвестиций, сместив Японию и уступив только Сингапуру (8.4 млрд дол США), но с учетом внушительных темпов роста и активному развитию китайской инициативы «Один пояс, один путь», велика вероятность того, что через 1-2 года Китай выйдет в лидеры.

Власти Индонезии активно зазывают иностранные прямые инвестиции в специальные экономические зоны страны с целью подстегнуть экономическое развитие страны. Инвесторам предлагается скидка от 20% до 100% на налог на прибыль сроком от 10 до 25 лет. Импортные пошлины на ввоз сырья, необходимого для производства, для иностранных компаний, ведущих деятельность в индонезийских специальных экономических зонах, также могут быть обнулены.

На текущий момент экономика Индонезии располагает 8 специальными экономическими зонами: Sei Mangkei, Tanjung Api-api, Tanjung Lesung, Mandalika, Palu, Maloy Batuta Trans Kalimantan (MBTK), Bitung, Morotai. Деятельность компаний на территории этих зон разнообразна: от производства пальмового масла и какао до выплавки алюминиевых чушек из бокситов, добытых на индонезийских рудных месторождениях. Из сервисных компаний в экономических зонах поддержка оказывается туристическому бизнесу. Из восьми индонезийских СЭЗ только одна зона находится на острове Ява, самом густонаселенном и экономически развитом острове Индонезии. Остальные экономические зоны открыты на других островах, то есть администрация старается стимулировать развитие периферийных областей страны.  

Двусторонние инвестиционные проекты

Крупные российские компании, вышедшие на индонезийский рынок – РЖД, Русал, Роснефть и Blackspace.

Совместное предприятие Роснефти и индонезийской государственной разработали проект строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Тубан (о. Ява) на 15 млрд USD.

Проектная мощность первичной переработки нефти на НПЗ составит до 15 млн тонн в год, мощность нефтехимического комплекса — более 1 млн тонн в год по этилену и 1,3 млн тонн в год по производству ароматических углеводородов. Производство будет запущено в ближайшие 5 лет, компании планируют создать на его базе крупный нефтехимический кластер в районе города Тубан.

В конце 2013г. «РЖД строй» выкупила у сингапурской Eurasia Infrastructure 50% плюс одна акция в компании Kalimantan Rail, реализующей проект по строительству электрифицированной железной дороги между провинциями Центральный Калимантан и Восточный Калимантан. Дорога длиной в 300 км должна связать месторождения угля с морским угольным терминалом.

Компания «Русал» стала участником разрабатываемого индонезийской Aneka Tambang проекта строительства завода по выпуску бокситов мощностью 300 тыс. т в год в провинции Западный Калимантан. Участие в проекте помогло бы компании закрепиться в выгодном регионе, однако американские санкции и индонезийский запрет на экспорт руды затрудняют функционирование проекта.

Компания Blackspace, партнер «Роснефти», занимается добычей угля, строительством крупного ферроникелевого завода на острове Кабаэна и 400-километровой железной дороги до морских портов. Помимо названных проектов компании принадлежат лицензии на участки по добыче никеля, марганца и бокситов.

Кроме названных секторов российские инвестиции представлены в индонезийском туристическом секторе. Интерес к совместным проектам проявляла также «Объединенная судостроительная корпорация»: высокотехнологичные суда на первых стадиях могли бы создаваться для индонезийских покупателей на российских верфях, а затем совместными усилиями собираться в Индонезии.

В свою очередь, индонезийская государственная авиастроительная компания P.T. Dirgantara выразила интерес к производству в Стране трех тысяч островов компонентов российских самолетов, а также к ремонту и адаптации вертолетов Ми-17, а судостроительная P.T. PAL – к сотрудничеству с российскими партнерами в области оборудования для офшорного бурения, строительства танкеров для СПГ и рыболовецких судов.

Форматы межправительственного сотрудничества

В 2009 году был учрежден Деловой совет по сотрудничеству с Индонезией при участии Торгово-промышленной палаты РФ. Совет возглавляет В.И. Стржалковский, Генеральный директор — председатель Правления ОАО “ГМК “Норильский никель”, бывший руководитель Федерального агентства по туризму, сопредседатель Российско-индонезийской совместной комиссии по торгово-экономическому и техническому сотрудничеству. Председатель Совета директоров и Генеральный  директор Группы «Гео Спектрум» М.В.Курицын — исполнительный директор Совета.  Одновременно он является исполнительным директором Общества сотрудничества и дружбы с Индонезией, расположенного в столице Индонезии Джакарте и учрежденного индонезийцами-выпускниками советских вузов.

Каждый год в Москве проводятся события в сфере российско-индонезийских отношений. На бизнес-форумах проходят презентации отдельных секторов (например, туризм, энергетика и инфраструктурные проекты), обсуждаются двусторонние торгово-экономические перспективы и инвестиционные проекты. Наряду с бизнес-встречами проводятся и культурные фестивали, например, трехдневный Фестиваль Индонезии в парке Красная Пресня, который в 2019 году посетили больше ста тысяч россиян. 

В 2016 году было подписано правительственное соглашение о сотрудничестве в области обороны и меморандум о взаимопонимании между МИД, упрощены визовые процедуры.

Немаловажным является и тот факт, что в 2020 году экономика Индонезии заявила о создании суверенного фонда по модели Российского фонда прямых инвестиций.

Двусторонняя торговля

Импорт из Индонезии в страны СНГ увеличился с 2 099 млн USD в 2016 году до 3 142 млн USD в 2018. В 2018 году Россия заняла 21 место в списке ведущих торговых партнеров Индонезии, импортировав товаров на сумму 1,6 миллиарда USD.

Между Россией и Индонезией заключен договор с офсетными обязательствами и встречной торговлей, по которому в 2018 году Индонезия приобрела 11 российских истребителей Су-35, а Россия взяла обязательства на половину суммы закупить товары традиционного экспорта: каучук, пальмовое масло и др.

В 2017 году Россия импортировала из Индонезии на сумму 1,3 млрд USD, а экспортировала на 684 млн. Индонезия в основном покупает в России зерно — 201 млн. USD (25%) в 2017г., удобрения — 165 млн. USD (21%), черные металлы — 125 млн. USD (16%), топливо (109 млн. USD (14%). РФ импортировала из Индонезии в 2017г. в основном оборудование и технику 754 млн USD (30%), масла и жиры 695 млн USD (28%), электронику 170 млн. USD (7%). Структура экспортно-импортных операций стабильна.

Перспективы Российско-Индонезийского сотрудничества доказываются стабильностью внешнеторгового оборота, заключенными торговыми соглашениями с офсетными обязательствами, комплементарностью экономик двух стран и преемственностью моделей российского и индонезийского инвестиционных фондов. Однако есть и факторы, препятствующие выходу российского бизнеса на индонезийский рынок, основными из которых являются острая конкуренция за индонезийский рынок и возрастающая зависимость Индонезии от Китая. 

Двустороннее сотрудничество в сфере энергетики

Российские и индонезийские участники Форума сошлись во мнении о необходимости налаживания двустороннего сотрудничества в сфере энергетики. Сохранение высоких темпов роста экономики Индонезии – на уровне 5% прироста ВВП в год – будет определяться в значительной степени возможностями адекватного наращивания мощностей по производству электроэнергии. Снятие барьеров по поставке российского энергетического оборудования может существенно поддержать развитие современных отраслей промышленности Индонезии, содействовать социально-экономическому развитию её регионов, диверсификации и развитию перспективных источников электрогенерации, использующих в том числе ядерное топливо, газ и возобновляемые ресурсы. Такие шаги обеспечат вывод на новый уровень объёмов и самого характера двустороннего торгового и инвестиционного взаимодействия.

Учитывая концепцию трансформации Индонезии в осевую морскую державу, которая была предложена Президентом Джоко Видодо, значительные интересы и возможности для кооперации с российским бизнесом сосредоточены в секторе судостроения и создания портовой инфраструктуры, в области проектирования и строительства высокотехнологичных судов. Развитие Северного морского пути и создание особых режимов ведения бизнеса в Дальневосточном регионе открывают доступ к квалифицированной рабочей силе и новым перспективам создания на территории двух стран индустриальных кластеров с участием иностранного капитала.

Подтверждением обозначенных взаимных интересов стали подписанные в рамках Бизнес-форума Меморандумы о Сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами (ТПП) Москвы и особого столичного района Джакарта, между ТПП г. Самары и провинции Центральная Ява, а также между многопрофильной российской компанией АО «Институт «Оргэнергострой» и индонезийским холдингом PT Surveyor Indonesia (Persero), реализующими свои проекты в сферах энергетики и добычи полезных ископаемых.

Особое внимание более чем 200 российских предпринимателей, принявших участие в Форуме, уделили презентациям индонезийских регионов, представленных их губернаторами и главами региональных служб по продвижению инвестиционных, промышленных, инфраструктурных и туристических проектов. Губернатор Джакарты Джарот Хидайят, а также его коллеги из провинций Северная Суматра, Бенгкулу и Аче, Восточный Калимантан, Западная, Центральная и Восточная Ява провели презентации перспективных проектов инвестирования в энергетике, горнодобыче и металлургии, тяжёлом машиностроении, химической промышленности, производстве минеральных удобрений, фармацевтике и, традиционно актуальном для Индонезии туристическом бизнесе.

«На площадке Бизнес-форума в Москве собрался уникальный состав участников из Индонезии, включая Министра торговли и глав крупнейших регионов этой замечательной страны. Отсюда и повышенный интерес среди российских участников. В ходе самого Форума, а также прошедшей накануне Конференции по пальмовому маслу, в рамках межправительственных консультаций и переговоров между заинтересованными компаниями двух стран ведётся большая работа по формированию устойчивого взаимного интереса, установлению перспективных контактов, проработке совместных торговых и инвестиционных проектов. Таким образом формируется масштаб и структура российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества на ближайшие годы», – подвел итоги мероприятия руководитель Делового совета Россия-Индонезия Михаил Курицын.

Деловой совет Россия-Индонезия

Деловой совет Россия-Индонезия – неправительственная организация, созданная в целях объединения усилий представителей̆ деловых кругов России и Индонезии, направленных на развитие взаимовыгодных деловых связей в интересах укрепления и расширения торгово-экономического, инвестиционного, научно-технического сотрудничества между двумя странами. К основным задачам Совета относятся реализация и продвижение совместных экономических проектов России и Индонезии, налаживание прямых деловых контактов между предпринимателями двух стран, привлечение и защита взаимных инвестиций.

По всем вопросам просьба обращаться в аппарат Делового совета Россия-Индонезия: Мария Авдеева, Руководитель аппарата

тел. +7 (495) 776 7044    e-mail: bcri.avdeeva@gmail.com

2 thoughts on “Перспективы российско-индонезийского торгово-экономического сотрудничества

  1. Курицын Михаил Вячеславович
    Родился 5 мая 1957 г. в г. Москве.

    Участник и приглашенный докладчик на международных конференциях и семинарах по международным экономическим отношениям и мировой торговле, эксперт российских правительственных делегаций на переговорах по торгово- экономическому сотрудничеству со странами АСЕАН и АТЭС.

    Награжден Орденом Дружбы народов (1998 г.).

    Образование, преподавательская и научная работа

    с 2000 года действительный член Российской Академии естественных наук

    1997 года по 2007 – член Попечительского совета Фонда сотрудничества Россия-АСЕАН.

    1980 – 1984 — Аспирант Института востоковедения АН СССР/ РАН

    1975 – 1980 — Студент Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, (социально-экономический факультет Института стран Азии и Африки).

    Свободно владеет английским, индонезийским и малайским языками.

    Автор ряда научных статей и публикаций по различным экономическим и политическим проблемам региона Юго-восточной Азии.

    Профессиональная карьера

    2009 — по н/в — Исполнительный директор Делового совета по сотрудничеству с Индонезией.

    2005 — по н/в – вице-президент Hydro Mobile Inc. в России и СНГ (канадская компания, специализирующаяся на производстве строительного оборудования).

    1990 — 2000 — Генеральный директор российско-индонезийского совместного предприятия «Прима Комексиндо (РУС)» (совместное предприятие группы «Гео Спектрум» и «Тиртамас Комексиндо»).

    1990-е и 2000-е годы — многолетний советник и помощник Ю.Д. Маслюкова (на тот момент Президента ОСИДИ) по работе в Государственной Думе и Правительстве РФ.

    1996 — по н/в — Исполнительный директор Общества сотрудничества и дружбы с Индонезией (учреждено в 1956).

    1997 — по н/в — Член Попечительского совета Фонда сотрудничества Россия-АСЕАН.

    1990 — по н/в — Председатель совета директоров, Группа Гео Спектрум.

    1990 — по н/в — Генеральный директор, ООО «Гео Спектрум».

    1985 – 1990 — Сотрудник Аппарата советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР/ РФ в Индонезии, Торгового представительства РФ в Индонезии.

    Контактная информация
    Адрес: 121467, г. Москва, улица Молодогвардейская, д.4 корпус 1, Офис 7.
    Тел.: +7(495)776-70-44
    E-mail: m.kouritsyn@gmail.com, info@bcri.ru

  2. Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Индонезии Р.Марсуди, Джакарта, 9 августа 2017 года
    Уважаемые дамы и господа,
    Наши переговоры прошли традиционно в дружественном ключе и были весьма продуктивными.
    Главное внимание мы уделили рассмотрению той работы, которая ведется по реализации договоренностей, достигнутых на встрече Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Индонезии Дж.Видодо в мае прошлого года в Сочи. С уверенностью можно констатировать, что пройден весьма значительный путь по их выполнению, прежде всего, в том, что касается интенсификации нашего политического диалога и наращивания контактов между различными ведомствами в интересах развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
    Мы рассмотрели ход реализации масштабных инвестиционных проектов, которые реализуются в Индонезии с участием российских компаний. Обсудили весьма значительные планы других наших экономических операторов, которые проявляют интерес к работе в этой стране.

    Подтвердили, что цель, которую поставили наши руководители по достижению объема товарооборота в 5 млрд.долл США, остается весьма актуальной. Наш товарооборот приближается уже к 3 млрд.долл США. Уверен, что мы будем двигаться быстро по этому пути. Мы подтвердили, что Российская Федерация предоставляет существенные благоприятные условия для традиционных товаров индонезийского экспорта (это рыбная продукция и другие виды продовольствия).

    Сегодня с Министром иностранных дел Индонезии Р.Марсуди мы договорились, что будем и впредь стараться обеспечивать максимально благоприятные условия для деятельности экономических операторов наших стран на территории друг друга. Все эти вопросы будут подробно обсуждены на очередном XII заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое мы договорились провести в октябре этого года в российской столице.

    Рассмотрели вопросы, представляющие обоюдный интерес в военно-технической области. В этой сфере у нас действует Комиссия по военно-техническому сотрудничеству, заседание которой прошло в конце прошлого года в Джакарте. По нашим оценкам, те вопросы, которые рассматривались, активно решаются. Мы заинтересованы поддерживать индонезийские возможности противостоять любым угрозам. Сегодня мы много говорили о террористической угрозе, которая общая для всех нас.

    В гуманитарной сфере у нас много интересных проектов. В начале августа в российской столице прошел очередной индонезийский фестиваль. Традиционно такие мероприятия вызывают большой интерес. Это обмен коллективами, делегациями, в том числе регионов России и провинций Индонезии. Мы активно это поддерживаем.

    Рассмотрели состояние договорно-правовой базы. У нас целый ряд проектов договоров и соглашений находится в работе. Мы договорились подтолкнуть процесс их окончательного согласования.

    Мы с удовлетворением подтвердили совпадение или близость наших позиций по большинству международных и региональных проблем. Прежде всего, мы, как и Индонезия, исходим из того, что любые кризисы и конфликты должны решаться на прочной основе международного права, уважения норм и принципов Устава ООН, через политический диалог, переговоры, поиск компромиссов и консенсусов, без вмешательства извне. В этом контексте у нас вызывает озабоченность ситуация, которая продолжает сохраняться на Ближнем Востоке и Севере Африки. Несмотря на определенный прогресс в деле сирийского урегулирования и в борьбе с терроризмом, угроза, которую представляет ИГИЛ, никуда не делась. Представители этой преступной группировки распространяются по всему миру, в том числе и в районы близкие к Российской Федерации и Индонезии. По линии специальных служб условились уделить особое внимание повышению координации наших общих усилий по борьбе с этим злом. Мы будем развивать эту сферу взаимодействия с нашими индонезийскими друзьями как по двусторонним каналам, так и в рамках взаимодействия между Российской Федерацией и АСЕАН. В понедельник на заседании Россия-АСЕАН мы приняли заявление, нацеленное на борьбу с терроризмом и на повышение эффективности в этих усилиях.

    Обсудили целый ряд вопросов, касающихся нашего взаимодействия в ООН по таким темам, как ближневосточное урегулирование.

    Мы убеждены в необходимости не ослаблять усилий по решению проблемы создания Палестинского государства, обеспечения палестинского единства. Россия и Индонезия многое делают в этом направлении и стараются помочь найти такие решения, которые обеспечили бы мир, спокойствие и безопасность на Ближнем Востоке для всех стран, включая Палестину.

    У нас близкие позиции по сирийскому и иракскому урегулированию, по ситуации в районе Персидского залива и по многим другим вопросам международной повестки дня.

    Рассмотрели тематику, связанную с обеспечением режима нераспространения ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения. Условились продолжать консультации по всем этим вопросам. План, который мы только что подписали, конкретно предполагает проведение экспертных встреч по всем этим и другим темам.

    Мы очень признательны Индонезии за последовательную поддержку сотрудничества Российской Федерации с АСЕАН и другими структурами, которые базируются на инициативах этой Организации (ВАС, Региональный форум по вопросам безопасности, Совещание министров обороны АСЕАН и партнеров и другие).

    Говорили о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Индонезия проявляет интерес к началу переговоров о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС. Внесено соответствующее предложение, которое сейчас рассматривается. Россия его поддерживает. В том числе будем содействовать расширению внешних связей ЕАЭС. В частности, говорили о целесообразности подключения Союза к мероприятиям в рамках АТЭС на той же основе, на которой в этих мероприятиях участвует такая организация, как Тихоокеанский альянс.

    Признателен Министру иностранных дел Индонезии Р.Марсуди за очень теплый прием, гостеприимство, за полезные контакты и переговоры.

Comments are closed.

Написать
Send to WhatsApp
Приветствуем Вас!
Вы желаете -
Задать вопрос?
Найти поставщика?
Продать, купить товар?
Стать нашим партнером?