Модели деятельности российских ВУЗов по экспорту образования

Целевая модель деятельности вузов по экспорту образования представляет собой определение канала/способа поставки образовательных услуг для достижения целевых
показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (далее – Приоритетный проект): количества иностранных граждан,
обучающихся в очной форме в российских образовательных организациях; объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования и др.

Если у Вас есть конкретный вопрос по данной теме, просто напишите эксперту  WhatsApp +79159633383 – Бесплатно

Модели деятельности российских ВУЗов по экспорту образования

Общая концепция создания целевых моделей экспорта образования Целевые модели деятельности вузов по экспорту российского образования представляют собой генеративные модели, уточняющиеся по мере реализации Приоритетного проекта. Содержание целевых моделей экспорта образования будет детализироваться по мере формирования правовой и институциональной основы реализации Приоритетного проекта (в т.ч. Дорожной карты по совершенствованию российской нормативно-правовой базы в части экспорта российского образования, утвержденной Протоколом еженедельного заседания межведомственной рабочей группы приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» от 10 августа 2017 г. № Пз-15/16пр), анализа существующего опыта практической реализации вузами-участниками Консорциума образовательных организаций высшего образования – экспортеров российского образования (далее – Консорциум) моделей экспорта образования и достижения контрольных точек, закрепленных в Сводном плане Приоритетного проекта. В рамках реализации целевых моделей предполагается проведение ежегодных мониторингов эффективности реализации моделей, выбранных вузами, на основе которых может быть проведена корректировка и уточнение содержания целевых моделей экспорта образования, алгоритмов реализации и основных результатов.

Задачи разработки целевых моделей экспорта

Задачами разработки целевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования являются:

  • представление первичного методического руководства вузам, находящимся на разных стадиях интернационализации образования, относительно возможных способов и механизмов экспорта образовательных услуг;
  • выявление общих потенциальных рисков и барьеров реализации модели для последующего совершенствования и развития нормативно-правовой базы (в рамках ФН№1, ФН№8), а также условий пребывания иностранных обучающихся на территории Российской Федерации (ФН№8);
  • определение общих возможностей расширения экспорта российского образования с учетом особенностей импортного спроса в странах-потенциальных импортерах образовательных услуг для достижения целевых показателей Приоритетного проекта и повышения эффективности работы по продвижению российских программ дополнительного образования для иностранных обучающихся (в рамках ФН№5), взаимодействию с органами власти, академическим и бизнес-сообществом в части развития экспорта российского образования (ФН№7), конгрессно-выставочной деятельности (ФН№10),
  • продвижению российского образования в иностранных СМИ и сети Интернет (ФН№2).

Этапы практической реализации целевых моделей экспорта образования


Разработка и реализация целевых моделей экспорта образования предполагается на
базе Центра компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
сотрудников международных служб российских образовательных организаций и оказания
методической поддержки в рамках реализации Приоритетного проекта (ФН№9).
Практическая реализация целевых моделей экспорта образования будет проведена
в несколько этапов:

Первичное утверждение целевых моделей экспорта образования.

Изучение опыта экспорта образования вузов-участников Консорциума; выявление
моделей, реализуемых вузами-участниками Консорциума на этапе его создания, и
наиболее успешных практик, способствующих достижению целевых показателей
Приоритетного проекта.

Выработка рекомендаций по реализации моделей для каждого вуза-участника
Консорциума; определение потенциальных наиболее эффективных моделей
экспорта образования (или комбинаций моделей) с учетом индивидуальных
особенностей каждого вуза-участника Консорциума: специализации, имеющегося
опыта интернационализации и реализуемых моделей экспорта образования, уровня
развития инфраструктуры экспортной деятельности и технической оснащенности,
кадрового потенциала и проч.

Количественная оценка затрат и потенциальной эффективности реализации каждой
целевой модели; оценка вклада моделей в достижение целевых показателей
Приоритетного проекта.

Выработка системы индивидуальных целевых показателей для каждого вузаучастника Консорциума (с учетом индивидуальных особенностей и выявленных
наиболее эффективных моделей экспорта образования), направленных на
достижение агрегированных целевых показателей Приоритетного проекта.
Затраты на реализацию моделей и экономический эффект определяется
индивидуально с учетом особенностей вузов.

Содержание Целевых моделей деятельности российских вузов по экспорту образования


2.1. Виды целевых моделей экспорта
Предложенные целевые модели деятельности российских вузов по экспорту
образования разработаны с учетом четырех возможных способов поставки услуг,
принятых в рамках Всемирной торговой организации.
Предложены пять ключевых моделей:

Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация.

Модель экспорта образования: совместные образовательные
программы.

Модель экспорта образования: институциональное присутствие
российских образовательных организаций за рубежом.

Модель экспорта образования: онлайн-обучение.

Модель экспорта образования: сетевые университеты.
2.2. Модель экспорта образования: внутренняя интернационализация
Описание модели. Модель внутренней интернационализации предполагает
привлечение иностранных студентов для получения высшего образования на всех уровнях
(довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, программы повышения
квалификации) в очной, очно-заочной и заочной формах исключительно на территории
Российской Федерации (в соответствии с закрепленным ВТО способом поставки услуг
«Потребление услуги за рубежом»).
Экономический эффект от реализации модели (доходы от экспорта) складывается
из средств, привлеченных от студентов в качестве оплаты стоимости обучения, а также
средств «оставленных» в российской экономике в период обучения (расходы на
проживание, питание, транспорт, мобильную связь и др.).
Цели реализации модели: Реализация модели будет способствовать достижению
основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
российской системы образования»: «Количество иностранных граждан, обучающихся по
очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и
«Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».
Состояние в России. В России основной объем оказания платных образовательных
услуг для граждан других государств приходится на высшие учебные заведения,
наибольшие доходы обеспечивает очная форма обучения.
Основными импортерами российских образовательных услуг по данным на 2015-
2016 гг. выступают страны СНГ (63%) и Азии (28%).
Численность иностранных граждан, обучающихся в российских вузах, устойчиво
растет. Прирост общей численности в 2015-2016 гг. составил 14% по общему числу
студентов и слушателей подготовительных отделений и 12% по численности студентов от
уровня 2014-2015 гг.
5
В последние два года рост обеспечивается исключительно за счет прироста
студентов из стран СНГ (Казахстана, Таджикистана, Украины). Наиболее крупным
контингентом иностранных студентов очной формы обучения в 2015-2016 гг. стали (как и
в предыдущем году) представители Казахстана (35,1 тыс. чел.), на втором месте – КНР
(22,3 тыс. чел.), на третьем – Туркмении (14,0 тыс. чел.).
Увеличилась доля иностранных граждан, обучавшихся за счет российского
бюджета с 38,3% в 2014-2015 гг. до 40,0% в 2015-2016 гг. Прирост численности
иностранных обучающихся очной формы обучения был достигнут преимущественно в
вузах Минобрнауки России – на 12,8 тыс. чел. и вузах Минздрава.
Увеличение контингента иностранных студентов, стажеров, аспирантов,
слушателей подготовительных отделений и других категорий обучающихся обеспечили
главным образом вузы, расположенные в республиканских, краевых и областных центрах
(в целом на 12,2 тыс. чел.), а также вузы двух мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга
(на 3,3 тыс. чел.).
Число российских вузов, в которых обучались по очной форме иностранные
граждане, сократилось в 2015-2016 гг. по сравнению с предшествующим годом в целом на
8,1% (на 64 вуза), и прежде всего за счет негосударственных вузов – на 17,3% (на 47
вузов), а также вузов Минобрнауки России – на 5,7 % (на 15 вузов). Это связано с
процессом их объединения и создания более крупных учебных заведений, а также
закрытием неэффективных вузов, отзывом лицензий на право ведения образовательной
деятельности, лишением государственной аккредитации, запретом приема на обучение
новых студентов. Иностранные граждане, приезжающие в Россию для получения высшего
образования, отдают предпочтение государственным вузам: в них в 2015-2016 гг.
насчитывалось 96,6% всего контингента иностранных обучающихся, в то время как в
негосударственных вузах – 3,4% (в 2014-2015 гг. – 4,5%).
Самыми востребованными у иностранных граждан специализациями в 2015-2016
гг. стали инженерно-технические (их выбрали в целом 45,0 тыс. чел., или 22,4%), а также
медицинские (37,3 тыс. чел. или 18,6%) и экономика (28,2 тыс. чел., или 14,1%).
Наиболее заметно по сравнению с предшествовавшим годом увеличилось число
изучавших медицинские (на 5,8 тыс. чел.), инженерно-технические специальности (в
целом на 5,2 тыс. чел., особенно металлургию, машиностроение и материалообработку –
на 1,8 тыс. чел., а также геологию, разведку и разработку полезных ископаемых – на 1,1
тыс. чел.), естественные и точные науки (на 2,3 тыс. чел.). В то же время несколько
сократилось число изучавших экономику (на 0,8 тыс. чел.) и социальные науки (на 0,5
тыс. чел.).
Для расширения контингента привлеченных иностранных студентов для получения
образования на территории Российской Федерации российские вузы используют
различные формы рекрутинга (традиционные и новые):

Организация и участие университетов во всевозможных олимпиадах,
творческих конкурсах, мероприятиях по профессиональной ориентации (очных и
заочных), проводимых как под эгидой Российской Федерации, так и иностранных
6
государств, партнерских организаций и вузов для привлечения наиболее
талантливых и мотивированных студентов из-за рубежа.

Участие в образовательных выставках и ярмарках.

Организация рекрутинговых мероприятий (в т.ч. летних
инновационных лагерей для школьников, летних и зимних школ и проч.).

Использование инструментов онлайн-рекрутинга.

Расширение возможностей трудоустройства иностранных
обучающихся.

Размещение информации об образовательных программах на сайтах
вузов и национальном портале «Образование в России»
(http://ru.education.mon.gov.ru/), на коммерческих образовательных порталах, а
также посредством взаимодействия с международными рекрутинговыми
агентствами.

Распространение информации об образовательных программах,
реализуемых российскими вузами, через систему российских посольств и
представительств российских государственных структур за рубежом (системы
русских школ, культурных центров, Россотрудничества и проч.).

Распространение информации об образовательных программах,
реализуемых российскими вузами, посредством взаимодействия на уровне
министерств образования и науки, включение российских вузов в списки
университетов, рекомендуемых министерствами образования разных стран мира, в
списки образовательных организаций, на которые распространяются национальные
стипендиальные программы.

Распространение информации об образовательных программах,
реализуемых российскими вузами, через ассоциации иностранных выпускников
российских (советских) вузов.

Продвижение через поисковые системы, в социальных сетях и
бесплатных образовательных порталах (в сетевых масс-медиа Facebook, Twitter, G+
и Youtube как на русском, так и на иностранных языках), сайтах вузов-партнеров,
порталах международных образовательных консорциумов и профессиональных
ассоциаций.

Активный маркетинг образовательных программ в СМИ и на
ключевых релевантных информационных площадках, а также распространение
информации об образовательных программах в СМИ, в том числе социальных
средствах массовой информации.
Состояние в мире. Финансовые показатели международного рынка
образовательных услуг оцениваются примерно в 200 млрд долл. США. В ближайшие годы
(2017-2020 гг.) эксперты прогнозируют ежегодные темпы прироста рынка
образовательных услуг на уровне 17%, что к 2020 г. позволит увеличить размеры рынка
до 252 млрд. долл. США1
.
Более половины от общей численности иностранных граждан, получающих
образование за рубежом, приходится на США, Великобританию, Австралию, Канаду,

1 EdTechXEurope Report 2016/
7
Францию, Германию, Японию. При этом в последние годы наметилась тенденция к
постепенному сокращению доли этих государств в общемировом экспорте
образовательных услуг на фоне роста доли Китая, Республики Корея, Малайзии и
Сингапура.
Около 30% иностранных студентов, получающих образование за рубежом,
приходится на 4 страны: Китай, Республику Корея, Индию и Германию. Быстрыми
темпами импорт образовательных услуг растет во Вьетнаме, Иране, Малайзии,
Саудовской Аравии. К числу наиболее востребованных специальностей относятся: бизнес
и управление, инженерные науки, гуманитарные науки и искусство, социальные науки и
право.
Алгоритм реализации модели

  1. Подход к реализации модели внутренней интернационализации:
    привлечение иностранных студентов на образовательные программы,
    реализуемые российскими вузами на русском языке.
    При реализации данной модели целевой аудиторией являются русскоговорящие
    иностранные студенты в первую очередь ближнего зарубежья (стран СНГ), составляющих
    единое языковое пространство, обладающих традиционно положительным отношением к
    российскому образованию и узнаваемостью российских вузов в этих странах, а также
    третьих стран.
  2. Подход к реализации модели внутренней интернационализации:
    привлечение иностранных студентов на образовательные программы,
    реализуемые российскими вузами на иностранных языках.
    Целевой аудиторией при реализации модели выступают в первую очередь
    студенты из зарубежных стран, не владеющие русским языком. Для реализации модели
    необходим ряд условий: высокий уровень языковой подготовки профессорскопреподавательского состава; относительно более высокий уровень квалификации
    административно-технического штата сотрудников (высокий уровень языковой
    подготовки, квалификация в области миграционного законодательства и проч.).
    При выборе наиболее привлекательной целевой аудитории (страны происхождения
    иностранных студентов, привлекаемых в Россию) необходимо учитывать следующие
    факторы:
  3. Традиционная, исторически сложившаяся привлекательность
    российского образования, выражающаяся в относительно более высокой доле
    иностранных студентов из страны происхождения и сравнительно высоких темпах
    ежегодного прироста.
  4. Повышенный спрос на образовательные услуги по тем направлениям
    подготовки, в которых Россия характеризуется более высокой
    конкурентоспособностью и уровнем интернационализации.
    Среди стран дальнего зарубежья в региональном разрезе первое место занимают
    страны Азиатского региона, на которые в 2015-2016 г. приходилось 28% в общем
    8
    контингенте иностранных студентов. Из них 13% приходится на Китай; 4,5% — на Индию
    (при этом несмотря на сравнительно небольшую долю темпы прироста студентов из
    Индии оказались наиболее высокими – 28% по сравнению с уровнем 2014-2015 г.); 3%
    приходится на Вьетнам, однако динамика нисходящая, далее следуют Малайзия и
    Монголия, но там тоже динамика нисходящая.
    Среди западноевропейских стран в тройке лидеров – Италия, Франция и Германия,
    хотя в последние годы в отношениях с первыми двумя странами тренд нисходящий.
    В числе стран Африки (кроме Северной) на первом месте по численности
    студентов, получающих образование в российских вузах, стоят Нигерия и Ангола. Среди
    стран Латинской Америки – Бразилия (с темпом прироста в 13% — опережающим по
    сравнению со средним около 10%).
    В числе 10 наиболее привлекательных для России стран-поставщиков иностранных
    студентов можно выделить: Китай, Индию, Республику Корея, Малайзию, Индонезию,
    Вьетнам, Монголию, Бразилию, Анголу, Францию.
    Потенциальные риски/барьеры при реализации модели
  5. Ужесточение конкурентной борьбы ведущих стран мира за рынки
    образовательных услуг.
  6. Дестабилизация военно-политической и экономической ситуации в странах
    – базовых реципиентах российских образовательных услуг, девальвация
    национальных валют в странах СНГ, Азии и Африки.
  7. Ужесточение миграционной и визовой политики в России в отношении
    иностранных студентов в связи с террористическими угрозами.
  8. Продление и эскалация санкций в отношении России с негативными
    последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера
    образовательных услуг.
  9. Снижение в ряде зарубежных стран численности населения, владеющего
    русским языком, а также уменьшение числа учебных заведений, в которых
    преподается русский язык.
  10. Снижение численности выпускников школ в некоторых странах СНГ и
    большинстве стран Европы в связи с демографической ситуацией.
  11. Удорожание жизни в России, снижающее экономическую
    привлекательность России как места обучения.
  12. Недостаточный уровень языковой подготовки профессорскопреподавательского состава и административного персонала российских вузов.
  13. Недостаточный уровень развития инфраструктуры российских вузов,
    необходимой для привлечения иностранных студентов.
  14. Невысокая толерантность российского населения к иностранным
    студентам из отдельных стран.
  15. Увеличивающееся число иностранных студентов потенциально
    может привести к появлению национальных диаспор, росту недоверия со стороны
    коренного населения, дестабилизации социальной стороны.
    9
    Возможности:
     Активная деятельность России по формированию и организации
    региональных интеграционных процессов с зарубежными странами, в
    т.ч. ШОС, ЕАЭС, БРИКС;
     Активизация участия России в Болонском процессе, представляющем
    площадку для развития диалога с государствами ЕС и Восточной Европы
    по вопросам гармонизации и развития партнерских связей в области
    образования, а также активизация позиции России в ЮНЕСКО, АТЕМ,
    АСЕАН, АСЕМ и др.
     Постепенное снижение доли сырьевой составляющей в экономике
    России и рост доли «экономики знаний», что представляет особый
    интерес для иностранных как инвесторов, так и потенциальных
    обучающихся.
     Значительный интерес иностранных государств к реализации программ
    академической мобильности для своих граждан (напр., Дания, Япония) в
    целях получения ими международного опыта.
     Рост численности выпускников школ в отдельных странах СНГ.
     Деэскалация напряженности в отношениях России с зарубежными
    странами, формирование с ними привилегированных партнерств и
    развитие союзнических отношений, способствующие либерализации
    визового и миграционного режимов в отношении иностранных
    студентов.
     Нестабильное состояние экономики в мире и иные кризисные явления,
    как правило, вызывают отток за пределы страны перспективной
    молодежи, в том числе, из целевых аудиторий, обладающий
    достаточным потребительским потенциалом.
     Рост численности выпускников школ в некоторых странах СНГ.
     Расширение влияния иностранных выпускников российской системы
    образования на продвижение ее позитивного имиджа за рубежом и
    формирование будущих контингентов студентов для обучения по
    российским образовательным программам.
     Повышение качества жизни и образовательной инфраструктуры в
    российских университетских центрах, привлекающее дополнительные
    контингенты иностранных студентов.
     Повышение качества образования, вследствие конкурентной борьбы
    вузов за иностранных студентов, внедрение в учебный процесс программ
    или учебных модулей на иностранном языке, развитие системы
    производственных и проектно-ориентированных практик для
    иностранных студентов, стажеров и аспирантов.
    Предложения:
  16. Проведение ежегодных образовательных выставок по типу NAFSA/APAIE/EAIA на
    базе вузов-лидеров интернационализации образования под патронажем
    Министерства образования и науки РФ.
    10
    2.3. Модель экспорта образования: совместные образовательные
    программы
    Описание модели. Совместные образовательные программы (англ. – joint
    educational programs) – это основные образовательные программы высшего образования,
    которые реализуются двумя и более образовательными организациями (российскими и
    зарубежными), предполагают их совместное участие в проектировании и реализации
    учебного плана, по результатам успешного освоения которых обучающийся получает два
    (или более) документа об образовании.
    Виды совместных образовательных программ:
  17. Программы включенного обучения – программы, реализуемые на всех уровнях
    подготовки (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура,
    программы повышения квалификации) на основе совместно разработанного
    вузами-партнерами учебного плана, предполагающие неравноценные периоды
    обучения в вузах-партнерах, а также документы об образовании, полученные по
    итогам освоения образовательной программы (например, студенты могут получить
    диплом российского вуза и сертификат повышения квалификации/прохождения
    курсов со стороны вуза-партнера).
  18. Программы двух дипломов (англ. – double degree programs) — это основные
    образовательные программы высшего образования, которые реализуются на всех
    уровнях подготовки (довузовская подготовка, бакалавриат, магистратура,
    аспирантура, программы повышения квалификации) двумя и более (в формате
    Консорциума) образовательными организациями (российскими и зарубежными),
    по результатам успешного освоения которых обучающийся получает два диплома
    о высшем образовании. Направления подготовки, по которым присваиваются
    квалификации, могут совпадать или различаться в зависимости от структуры
    программы и положений двустороннего (или многостороннего) договора.
    Студенты программ двух дипломов могут быть зачислены в два и более
    образовательных учреждения (одновременно или последовательно, в т.ч. в порядке
    перевода), в которых обучаются по интегрированному учебному плану, разработанному
    этими образовательными организациями.
    Создание программ двух дипломов, как правило, является наивысшей стадией
    развития межвузовского сотрудничества. Подписанию соглашения об учреждении
    программы двух дипломов может предшествовать длительный процесс взаимодействия на
    различных уровнях, в т.ч.:
  19. Подписание соглашения о сотрудничестве;
  20. Имплементация программ академической мобильности/подписание
    соглашения об обмене студентами и/или профессорско-преподавательским
    составом;
  21. Реализация образовательных модулей с участием вузов-партнеров;
    11
  22. Организация программ включенного обучения/подписание
    соглашения о реализации совместной образовательной программы.
    Цели реализации модели: Реализация модели будет способствовать достижению
    целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
    российской системы образования»: «Количество иностранных граждан, обучающихся по
    очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и
    «Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».
    Формы реализации модели. Программы двух дипломов реализуются в различных
    форматах. Выбор формата программы двух дипломов зависит от страны вуза-партнера,
    стоимости обучения в вузе-партнере, ожидаемого контингента обучающихся на
    программе двух дипломов.
    Формы реализации программ двух дипломов можно классифицировать по
    нескольким критериям:
    I. По направлениям финансовых потоков:
  23. Студенты программы двух дипломов осуществляют оплату
    обучения за весь срок обучения в принимающем вузе;
  24. Студенты программы двух дипломов осуществляют оплату
    обучения непосредственно в том вузе, где проходят обучение.
    II. По формату обучения:
  25. Группы студентов, зачисленных как со стороны российского
    вуза, так и со стороны вуза-партнера, обучаются совместно в соответствии с
    утвержденным графиком реализации программы;
  26. «Перекрестный формат», предполагающий, что студенты,
    зачисленные со стороны вуза-партнера и зачисленные со стороны
    российского вуза учатся в вузе зачисления и вузе-партнере в разные
    периоды и не пересекаются (например, в формате магистерской подготовки,
    в течение первого года учатся в вузе зачисления, второй – в вузе-партнере).
    Как правило, в числе студентов, зачисленных на программу двух дипломов со
    стороны российского вуза, преобладают россияне. В этом случае выбор схемы оплаты
    напрямую зависит от стоимости обучения в вузе-партнере. При относительно более
    низкой стоимости обучения в вузе-партнере (гибкой финансовой политике, наличии
    стипендиальных программ и скидок со стоимости обучения) по сравнению со стоимостью
    обучения в российском вузе предпочтительной может оказаться оплата в принимающем
    вузе. Такой подход позволит увеличить приток иностранных студентов из вуза-партнера и
    общие экспортные доходы стран (несмотря на отсутствие дохода от этих студентов
    непосредственно российскому вузу, осуществляющему обучение).
    При относительно более высокой стоимости обучения в вузе-партнере более
    привлекательной может оказаться форма оплаты в стране обучения в конкретный период.
    В процессе создания программы двух дипломов стороны могут договориться об
    установлении одинаковой стоимости оплаты в обоих вузах либо предусмотреть
    индивидуальную стоимость для программы двух дипломов, отличную от стоимости
    аналогичных программ, реализуемых на базе вузов-партнеров.
    12
    Состояние в мире. На мировом рынке наиболее привлекательными партнерами для
    открытия совместных образовательным программ являются вузы Китая и (далее по
    убыванию) вузы США, Франции, Индии и Германии, возглавляющие национальные
    рейтинги в своих странах2
    .
    Практика открытия совместных образовательных программ с целью увеличения
    иностранных студентов в вузе используется целым рядом зарубежных вузов3
    . По данным
    исследования «Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Report on an
    International Survey» большая часть совместных программ реализуется зарубежными
    вузами на уровне магистратуры с вузами Китая и Франции4
    .
    Состояние в России. В России всего вузами Проекта 5-100 реализовывалось в 2017
    г. – 367 образовательных программ высшего образования, реализуемых совместно с
    зарубежными вузами и ведущих к получению двух дипломов. Для сравнения, в 2016 г. –
    428 программ и в 2015 г. – 379 программ5
    . Одновременно численность студентов,
    обучающихся по совместным программам в российских вузах, выросла: в 2015 г. на них
    обучалось 4564 чел; в 2016 г. – 6006 чел., в 2017 г. – 6802 чел. (таблица). Тем не менее,
    несмотря на сохранение положительной динамики, темп прироста численности
    иностранных студентов снижается (в 2016 г. он составил 13% против 32% в 2015 г.).
    Исходя из данных ежегодного мониторинга, наибольшее число совместных
    образовательных программ реализуется Российским университетом дружбы народов: в
    2015 г. – 119 ед., 2016 г. – 131 ед., 2017 г. – 96 ед. Наибольшее число студентов обучается
    на совместных программах и программах двух дипломов в ВШЭ: в 2015 г. – 749 чел, в
    2016 г. – 3 760 чел; в 2017 г. – 4 194 чел.
    До настоящего времени московские вузы занимали первое место по числу
    совместных образовательных программ, затем следуют вузы Санкт-Петербурга, которые
    активно развивают совместные программы с финскими вузами и вузы Сибири,
    развивающие сотрудничество с китайскими университетами и вузами стран СНГ
    (Казахстан, Таджикистан, Киргизия).
    Российские вузы, успешно реализующие большое число совместных программ со
    значительной численностью обучающихся, имеют целый ряд локальных нормативных

2
D. Obst, M. Kuder, C.Banks. Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Report on an International
Survey. 2011. The Institute of International Education с. 28. Электронный ресурс: on www.iiebooks.org. (Дата
обращения: 22.06.2017).
3
Там же.
4
Там же.
5
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности
образовательных организаций высшего образования. Электронный ресурс:
http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (Дата обращения: 22.07.2017).
Мониторинг проводится в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014
г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Постановление Правительства России № 662 «Об
осуществлении мониторинга системы образования» от 5.08.2013 г. принято в соответствие с частью 5 статьи
97 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и во исполнение подпункта «г» пункта
1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.02. 2013 г. №Пр 240; Приказы Минобрнауки
России: от 15.01.2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; от 11.06.
2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»; от
27.08.2014 г. № 1146 «Об утверждении формы итогового отчета о результатах анализа состояния и
перспектив развития системы образования»
13
актов6
, регламентирующих все этапы создания и реализации совместных программ,
регулярно проводят повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
своих подразделений и мониторинг состояния сетевого взаимодействия.
Подход к реализации модели с вузами стран СНГ. Модель экспорта образования
посредством реализации совместных программ и программ двух дипломов может
оказаться наиболее эффективной в краткосрочной перспективе. Географическая близость
и экономическое сотрудничество со «странами-соседями» могут стать решающими
факторами мотивации иностранных студентов пройти обучение в российском вузе. В
краткосрочной перспективе, при прочих равных условиях, темп прироста численности
обучающихся из стран СНГ на совместных образовательных программах и программах
двух дипломов может оказаться выше темпа прироста общей численности обучающихся
из данных стран на российских программах. В основе реализации модели должна лежать
гибкая ценовая политика.
Подход к реализации модели с вузами стран дальнего зарубежья. К числу наиболее
перспективных партнеров России в области создания совместных образовательных
программ, в т.ч. программ двух дипломов относятся вузы Китая и вузы европейских
стран, в первую очередь, Франции, Германии и Италии.
Совместные образовательные программы китайских и российских вузов
реализуются по следующим направлениям подготовки: экономика, юриспруденция,
педагогика, литература, история, технические специальности, медицина, управление,
искусство и неоконфуцианство. Высокий потенциал увеличения числа совместных
программ имеется по техническим специальностям. Привлекательными для Китая
являются не только столичные, но и региональные вузы (более половины вузов,
реализующих совместные программы с Китаем, находятся на Дальнем Востоке)7
.
Подавляющее число совместных программ с европейскими вузами реализуется в
области экономики и менеджмента. Совместные программы с французскими вузами,
помимо направления экономики и менеджмента, реализуются в сфере инженерии и
инженерного дела, а также иностранных языков и культуры, на французском языке.
Программы с вузами Германии реализуются, в основном, в области компьютерных наук, в
сфере гражданского строительства, электротехники и педагогике.
Потенциальные риски/барьеры при реализации модели

  1. Качество языковой подготовки профессорско-преподавательского
    состава и административно-технического персонала (при создании

6
В перечень нормативных актов, регламентирующих сетевое взаимодействие, входят следующие
документы: Порядок организации образовательного процесса по сетевым образовательным программам в
вузе; Положение об организации сетевых образовательных программ; Положение об академической
мобильности студентов; Положение о зачете результатов освоения студентами дисциплин (модулей),
практик, дополнительных образовательных программ, освоенных в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность; Порядок признания иностранных квалификаций в вузе; Положение о
получении образования на иностранном языке; Положение об организации учебного процесса с
использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы; Типовой договор на обучение
по образовательной программе, реализуемой в сетевой форме. 7
Chinese-Foreign Cooperation in Running Schools.
UR L: http://www.crs.jsj.edu.cn/index.php/default/index/sort/1006 (дата обращения: 20.04.2016).
14
образовательных программ совместно с вузами стран дальнего зарубежья,
нацеленных на нерусскоговорящую аудиторию).

  1. Проблемы гармонизации национальных законодательств. В
    некоторых странах законодательно закреплена возможность создания совместных
    образовательных программ и программ двух дипломов исключительно с
    иностранными вузами, прошедшими международную аккредитацию. В отдельных
    государствах совместные программы утверждаются органом управления
    образованием. В России подобная процедура отсутствует.
  2. Различия в нормативных сроках обучения на различных формах
    обучения (например, в Великобритании большинство магистерских программ
    являются одногодичными). В таком случае в рамках программы двух дипломов
    студенты пройдут полный курс подготовки в вузе-партнере и смогут получить
    диплом иностранного вуза независимо от успешности прохождения ими
    «российского» компонента совместной программы. Способом хеджирования
    рисков в отношении таких программ может стать установление такого графика
    реализации учебного процесса, когда первый год студенты обучаются в России и
    второй год – в зарубежном вузе-партнере.
  3. Сложности аккредитации совместных образовательных программ в
    странах реализации, связанные с различиями в образовательных стандартах и
    требованиях, институциональной основе реализации образовательных программ,
    процедуре прохождения аккредитации; недостаточная правовая основа
    двусторонних соглашений по признанию документов об образовании, низкая
    эффективность многосторонних инструментов (несмотря на ряд заключенных
    региональных конвенций в рамках ЮНЕСКО о признании квалификаций в области
    высшего образования).
  4. Несбалансированность спроса на образовательные программы в
    зависимости от вузов-партнеров, сложности в определении целевой аудитории
    программ и, соответственно, наиболее эффективных механизмов продвижения.
  5. Репутационные риски. Создание совместных программ с вузами,
    занимающими более низкие позиции в международных рейтингах образовательных
    организаций может расширить численность привлеченных иностранных студентов,
    но негативно отразиться на репутации российского вуза, тем самым ограничивая
    возможности создания аналогичных программ с вузами с более высокой
    академической репутацией.
  6. Недостаточная правовая основа двустороннего признания
    документов об образовании.
    Возможности:
     Реализация модели может способствовать увеличению студентов из
    европейских стран, которые не готовы приезжать на полные сроки обучения. В
    отношении Франции и Германии – модель создания совместных образовательных
    15
    программ может оказаться относительно более эффективной по сравнению с
    моделью внутренней интернационализации (рекрутинга студентов) на полные
    сроки обучения и обеспечить более высокие темпы прироста иностранных
    обучающихся.
     При реализации модели целевая аудитория потенциальных
    иностранных студентов из стран СНГ, резко возрастает (она охватывает не только
    лиц, первоначально нацеленных на получение образования в России, но и тех, кто
    рассматривал для себя возможность получения образования в национальных
    вузах). Кроме того, особенность модели заключается в том, что она может быть
    реализована на базе существующих образовательных программ на русском языке,
    соответственно, подходит для российских вузов, как столичных, так и
    региональных, находящихся на начальной стадии реализации стратегии
    интернационализации образовательной деятельности, характеризующийся низкой
    долей иностранных студентов в составе обучающихся, а также низкой долей
    доходов, привлеченных от иностранных студентов, в объеме общих доходов.
    2.4. Модель экспорта образования: институциональное присутствие
    российских образовательных организаций за рубежом
    Описание модели. Модель предполагает расширение институционального
    присутствия российских образовательных организаций за рубежом в различных формах:
  7. открытие зарубежных филиалов;
  8. поддержка российских образовательных организаций за рубежом как
    самостоятельных юридических лиц (славянские университеты, русские школы);
  9. открытие представительств и центров поддержки российского образования,
    зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как иностранного.
    Открытие на территории иностранных государств филиалов и представительств
    российских вузов реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №
    273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 27). В соответствии с пунктом
    10 Статьи 27: Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной
    организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с
    законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или
    представительства, если иное не установлено международными договорами Российской
    Федерации. Лицензирование зарубежных филиалов российских вузов осуществляется на
    общих основаниях в соответствии с Постановлением Правительства Российской
    Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной
    деятельности» (в ред. в ред. от 27.11.2014 N1246) и Приказом Рособнадзора от 12.03.2015
    №279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по
    надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной
    деятельности». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
    от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (в ред. от
    27.11.2014 № 1246) вуз должен предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение
    о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений,
    16
    оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для
    осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40
    Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
    (Пункт 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности)8
    .
    Цели реализации модели: Создание институционального присутствия российских
    вузов за рубежом может способствовать наращиванию экспортных доходов в первую
    очередь за счет открытия филиалов (большая часть обучающихся в филиалах российских
    вузов являются гражданами страны размещения филиала) и обеспечит выполнение
    основного показателя приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
    российской системы образования»: «Количество иностранных граждан, обучающихся по
    очной форме в российских образовательных организациях высшего образования».
    Состояние в России. По данным за 2014-2015 гг. общая численность иностранных
    граждан, обучавшихся на базе филиалов, представительств и совместных университетов
    на территории иностранных государств, составила 46993 человека, из них 44440 человек
    (более 94%) обучались на территории стран СНГ. Число иностранных студентов,
    проходивших обучение в Китае составило 885 человек, в Европе (исключая страны
    Балтии) обучалось 639 человека, из которых более половины (360 человек) приходилось
    на Швейцарию (главным образом за счет учебной программы по юриспруденции
    юридического факультета МГУ им. Ломоносова, реализуемого на базе частного
    швейцарского вуза «Международный центр МГУ», г. Женева).
    Состояние в мире. В соответствии с определением, данным экспертами
    Наблюдательного центра «Высшее образование без границ» (англ. – The Observatory on
    Borderless Higher Education (OBHE)), зарубежным филиалом вуза является подразделение
    вуза, отвечающее следующим критериям:
    – управляется напрямую этим вузом или совместно с иностранной организацией,
    но на равных условиях и действует от лица этого вуза;
    – выпускники филиала, обучавшиеся только в своей стране, получают точно такой
    же диплом, как и выпускники головного вуза.
    Число зарубежных филиалов вузов растет во всем мире. По данным Обсерватории
    «Высшее образование без границ» в период с 2006 по 2009 гг. число зарубежных
    филиалов в различных странах увеличилось на 43% и дошло до 162. Согласно данным
    немецкой компании CHE Consult, на территории ЕС в настоящее время действует 253
    образовательные программы, которые открыты на условиях франшизы, валидированы или
    реализуются на базе зарубежных филиалов9
    .

8
Получить такой документ в иностранном государстве представляется не всегда возможным в связи с
другим порядком осуществления санитарно-эпидемиологического контроля и установленных
национальным законодательством санитарных норм. Совершенно очевидно, что процедура лицензирования
не учитывает особенности учреждения и функционирования филиалов российских вузов за рубежом, а
законодательная база в основном учитывает только действия вуза по учреждению филиалов на территории
Российской Федерации.
9
Лукас Бишоф. Преодоление границ высшего образования в Европейском союзе: франшиза, зарубежные
филиалы и валидация международных программ // Международное высшее образование – русскоязычная
17
В подавляющем большинстве случаев открывают филиалы за рубежом вузы США,
Великобритания, Франция и Австралия10. Основные тенденции:
 иностранные кампусы становятся частью региональных кластеров и
региональных инновационных стратегий экономики знаний. Примерами могут
служить «Деревня знаний» (Дубай), «Образованный город» (Катар, Малайзия);
 изменилась модель финансирования зарубежных кампусов. В
настоящее время растет число иностранных кампусов, финансируемых местными
партнерами (правительствами или промышленными компаниями), которые
предоставляют помещения и даже субсидируют открытие филиалов;
 растет число филиалов открываемых вузами стран, не входящими в
ОЭСР11.
Потенциальные риски/барьеры при реализации модели

  1. Российская нормативно-правовая база в отношении филиалов за
    рубежом устарела и не соответствует современным тенденциям трансграничного
    образования: реально действующих нормативно-правовых актов и регламентов в
    части механизмов учреждения и функционирования структурных подразделений
    российских вузов за рубежом на сегодняшний день в Российской Федерации не
    существует.
  2. Отсутствие условий и опыта у российских вузов в открытии
    филиалов за рубежом.
  3. Репутационные риски для вуза, связанные с обеспечением качества
    обучения в филиале.
    Возможности:
  4. При переводе студентов филиала в основной вуз после 2-3 лет
    обучения (по такой схеме работают филиалы в Казахстане в соответствии с
    национальным законодательством), российские вузы могут увеличить численность
    студентов, обучающихся в России и способствовать выполнению основного
    показателя «Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского
    образования».
  5. Наиболее перспективной формой реализации модели является
    создание филиалов российских вузов на территории стран СНГ12.

версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ.

  1. №74 с. 24–25
    10 Ли Чжан, Кевин Кинзер, Юньюй Ши. Мировая экономика и открытие вузами филиалов за рубежом//
    Международное высшее образование – русскоязычная версия информационного бюллетеня International
    Higher Education (Бостонский колледж, США), НИУ ВШЭ. 2014, №77, с.34 11 Там же.
    12 Правовую основу создания филиалов на пространстве СНГ составляют:
    • Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений в государствахучастниках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанное 23 мая
    2000 года. Государствами-участниками данного Соглашения являются Республика Беларусь, Республика
    Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан;
    • Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в
    государствах-участниках Содружества Независимых Государств, подписанное 28 сентября 2001 г.
    Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
    18
  2. Модель создания филиалов на территории стран дальнего зарубежья
    может быть реализована вузами, имеющими собственный сильный бренд на
    мировом рынке образовательных услуг, устойчивые позиции в системе
    международных рейтингов, выходы на привлечение дополнительного
    финансирования из государственного бюджета и частных источников. Создание
    филиалов на территории стран дальнего зарубежья – в большей степени
    имиджевый проект, нежели коммерческий. Окупаемость проекта может быть
    достигнута исключительно в долгосрочной перспективе, в то же время сохраняется
    риск не выйти на необходимый уровень рентабельности.
    Предложения:
    – внести изменения и дополнения в Постановление Правительства Российской
    Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной
    деятельности» (в ред. в ред. от 27.11.2014 N1246) и Приказ Рособнадзора от 12.03.2015
    №279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по
    надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной
    деятельности», касающиеся санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
    санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного
    имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной
    деятельности;
    – разработать и утвердить проект типового положения о филиале высшего
    учебного заведения за рубежом;
    – разработать и утвердить рекомендации по ведению финансово-хозяйственной
    деятельности филиала высшего учебного заведения за рубежом;
    – подготовить предложения по открытию центров поддержки российского
    образования, зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как
    иностранного.
    2.5. Модель экспорта образования: онлайн-обучение.
    Описание. Электронное обучение, онлайн-образование (англ. – e-learning) –
    обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий. Авторами доклада
    «Е-learning in European Higher Education Institutions» были выделены следующие целевые
    группы, заинтересованные в электронном обучении: студенты кампуса или филиалов
    университета, в том числе студенты с ограниченными возможностями; аспиранты, в том
    числе иностранные; иностранные студенты, для которых онлайн-обучение является
    альтернативой обучению в кампусе; работающие студенты; слушатели курсов

Республикой Молдова, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Соглашение вступило в силу в
2002 г. для названных государств, за исключением Казахстана;
• Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о
порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений Российской Федерации на
территории Украины и филиалов высших учебных заведений на территории Российской Федерации,
подписанное 3 марта 2003 г.
19
переподготовки и повышения квалификации и безработные для получения квалификации;
взрослые обучающиеся в качестве досуга13.
Наиболее часто упоминаемыми тематическими направлениями в онлайн-обучении
являются бизнес и управление, педагогика, математика, информатика, инженерные и
технические науки14. В учебном процессе вузами используются следующие виды
открытых образовательных ресурсов: электронные учебные материалы, в том числе
цифровые учебники, учебные программы и справочные материалы, онлайн-хранилища
для учебных материалов, инструменты и системы управления для разработки контента и
управления курсами, а также общеуниверситетские и факультетские студенческие
порталы.
Растущая популярность онлайн-образования объясняется целым рядом причин, в
том числе: ужесточение миграционной политики в ряде стран, более низкая стоимость
обучения, возможность сочетать работу и обучение, рост доверия к дипломам,
полученным онлайн.
Цели реализации модели: Реализация модели будет способствовать достижению
основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
российской системы образования»: «Количество иностранных слушателей онлайн-курсов,
в том числе, на русском языке, предлагаемых российскими образовательными
организациями», «Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в
российских образовательных организациях высшего образования» и «Объемы
внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».
Состояние в России. Реализация электронного образования в системе формального
образования регламентируется законодательно15. По данным Росстата, доля
образовательных организаций, реализующих образовательные программы с
использованием дистанционных образовательных технологий для осуществления
основных образовательных программ, в общем числе образовательных организаций, в
2015 г. достигла 78,2% от общего числа образовательных организаций в России. До 2025
г. в России планируется увеличить число обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн чел и
разработать не менее четырех тысяч онлайн-курсов. Эти показатели по численности
обучающихся и числу онлайн-курсов утверждены в рамках приоритетного проекта
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
Драйверами развития электронного образования являются ведущие российские
вузы. Первыми курсами, размещенными на открытых онлайн-платформах как
зарубежных, так и отечественных, стали курсы российских вузов, занимающих ТОП-10 в
национальных образовательных рейтингах. Число курсов, размещенных ими на открытых
платформах онлайн-обучения, составляет абсолютное большинство. Вузы из первой
десятки активно переходят на онлайн-обучение по основным образовательным
программам, расширяя перечень таких программ, а также численность обучающихся по
этим программам. В целом, ведущими вузами в среднем разрабатывается 20 онлайнкурсов в год. Российские образовательные организации используют несколько платформ
открытого образования, разработанных как российскими, так и зарубежными IT-

13 M. Gaebel, V. Kupriyanova, R. Morais, E. Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions.
European University Association. 2014. С. 27-28.
14 M. Gaebel, V. Kupriyanova, R. Morais, E. Colucci. E-learning in European Higher Education Institutions.
European University Association. 2014. С. 27-28.
15 Подробно нормативно-правовое обеспечение электронного образования будет рассмотрено в разделе 4.
20
компаниями. К примеру, Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова размещает свои онлайн-курсы на платформах Coursera и UNIWEB; МГИМО
– на Coursera и UNIWEB; Томский государственный университет, Санкт-Петербургский
политехнический университет им. Петра Великого – на Coursera, Лекториуме и
Национальной платформе открытого образования, ВШЭ – на Coursera и Национальной
платформе открытого образования.
Состояние в мире. По данным исследования британского банка HSBC «The Value
of Education Higher and higher», в рамках которого в 2017 г. были опрошены 8 481
родителей из 15 стран мира (Австралии, Канады, Китая, Египта, Франции, Гонконга,
Индии, Индонезии, Малайзии, Сингапура, Тайваня, ОАЭ, Великобритании, США), более
двух третей (69%) родителей согласны с тем, что новые информационные и
образовательные технологии обеспечивают лучший доступ к хорошему образованию, при
этом доля таких родителей выше в Индии (85%), Индонезии (83%) и Малайзии (82%). С
целью увеличения доступности образования все большее число университетов во всем
мире используют информационные образовательные технологии и предлагают онлайнпрограммы обучения. Большинство опрошенных родителей (73%) знали об этих онлайнпрограммах, а 60% планируют рассматривать для обучения своих детей полностью
онлайн-программы, либо образовательные программы, которые включают отдельные
онлайн-курсы/модули. Родители из стран Азии чаще рассматривают онлайн-программы
для обучения своих детей, особенно в Индии (82%), Индонезии (80%) и Китае (76%), а
50% родителей в Китае рассматривают для обучения их детей полностью онлайнпрограммы16.

Потенциальные риски/барьеры при реализации модели

  1. Неравномерность развития электронного образования в российских вузах.
  2. Отказ России от присоединения к Руководящим принципам «Обеспечение качества в трансграничном высшем образовании» ЮНЕСКО 2005 г.
  3. Высокий уровень конкуренции на международном рынке электронного образования и опережающий опыт вузов стран дальнего зарубежья.
  4. Приоритет на разработку будет отдаваться вузами онлайн-курсам, на которых обучается наибольшее число студентов.
  5. Репутационные риски. Отсутствие системы оценки качества онлайн-обучения и механизмов защиты обучающихся от некачественного контента.
  6. Отсутствие четких механизмов поступления на программы высшего образования, реализуемые в дистанционном формате.
    Возможности:
  7. В последние годы растет русскоговорящая аудитория Интернета, что положительно сказывается на интересе к российским электронным образовательным ресурсам. По данным Internet World Stats, публикующей
    статистику использования тех или иных языков в Интернете, численность русскоязычных пользователей с 2000 по 2016 гг. выросла на 3,2% и составила
    103 147 691 чел. в 2016 г. или 2,9% от всех пользователей Интернета в мире целом русский язык занял восьмое место в мире, опередив французский и немецкий
  1. По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в
    ближайшие несколько десятилетий превысит возможности образовательных организаций, а именно: численность обучающихся высших учебных заведений увеличится до более чем 262 млн чел. к 2025 г., в среднем ежегодный рост,
    предполагается, составит 1,4%18. Однозначно, что удовлетворение увеличивающегося спроса на высшее образование без внедрения новых
    образовательных технологий, в том числе онлайн-обучения, невозможно.
  2. Развитию онлайн-обучения в России уделяется большое внимание. В 2016 г. Правительством Российской Федерации был запущен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». С 2017 по 2020 гг. из бюджетных и внебюджетных источников
    планируется выделение финансирования на реализацию приоритетного проекта
    «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» 3200
    млн руб. Гранты будут выделяться на реализацию следующих мероприятий
    приоритетного проекта: а) создание системы оценки качества онлайн-курсов,
    разработка требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработка
    предложений по нормативно-правовому обеспечению развития онлайнобучения; б) создание программного обеспечения, технологической
    инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для
    развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса,
    обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна»; в)
    создание системы повышения квалификации преподавателей и специалистов в
    области онлайн-обучения.
    Предложения
  3. Организация совместной работы экспертов в рамках приоритетных проектов «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации и «Развитие экспортного потенциала российской системы
    образования» в части нормативно-правового обеспечения развития онлайнобучения, а также создания информационного ресурса, обеспечивающего
    использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».
    2.6. Модель экспорта образования: сетевые университеты (сетевое
    взаимодействие вузов).
    Описание. С принятием Федерального закона «Об образовании» в 2012 г. сетевое
    взаимодействие российских вузов получило большое распространение
    19.
    Основные направления сетевого взаимодействия в рамках вузовских консорциумов
    это, прежде всего, развитие академической входящей и исходящей мобильности

17 Internet World Stats [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон. дан. – Режим доступа:
http://www.internetworldstats.com/stats7.htm, свободный. — Загл. с экрана. – (Дата обращения: 15.09. 2017)
18 British Council: The shape of things to come: higher education global trends and emerging opportunities to 2020:

  1. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:
    https://www.britishcouncil.org/sites/default/files/the_shape_of_things_to_come_-
    _higher_education_global_trends_and_emerging_opportunities_to_2020.pdf , свободный. – Загл. с экрана. −
    (Дата обращения: 31.08.2017)
    19 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    22
    студентов. Перспективные направления сетевого взаимодействия в рамках вузовских
    консорциумов: реализации программ трансграничного образования (франчайзинг,
    валидация и др.) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка на базе
    вузов партнеров, организация и проведения обучения русскому языку как иностранному в
    вузах партнерах. Источниками финансирования сетевого взаимодействия могут быть
    бюджетные средства, так и внебюджетные средства вузов. Благодаря тому, что сетевое
    взаимодействие охватывает национальные вузы разных стран, для вузов в рамках
    рекрутинговых кампаний это дает дополнительную возможность рекрутинга студентов из
    вузов-партнеров. Кроме того, как правило, деятельность вуза в рамках сетевых партнерств
    поддерживается руководством вузов, на нее выделяются организационные и финансовые
    ресурсы. Ряд университетов используют участие в консорциуме сетевых университетов
    крайне активно в приемной кампании. К примеру, проводят дни открытых дверей в
    кампусе университетов-партнеров, организовывают летние школы для студентов
    университетов-партнеров, а также ознакомительные поездки и краткосрочные
    академические обмены. Все эти мероприятия повышают международную узнаваемость
    вуза и могут стать одним из инструментов рекрутинга. Большое преимущество набора
    студентов в рамках сетевых университетов также заключается в том, что для студентов
    создаются целый ряд преференций, предоставляются гранты, условия поступления на
    обучение оговариваются и принимаются всеми вузами-участниками сети. Минусы
    заключаются в том, что не все образовательные программы вуза реализовываются в
    рамках сетевого взаимодействия, кроме того, могут быть ограничения по числу
    участвующих в этих образовательных программах студентов.
    Цели реализации модели: Реализация модели будет способствовать достижению
    основных показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала
    российской системы образования»: «Количество иностранных граждан, обучающихся по
    очной форме в российских образовательных организациях высшего образования» и
    «Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования».
    Состояние в России. В настоящее время с участием российских вузов
    функционируют следующие сетевые университеты: Сетевой университет СНГ,
    Университет Шанхайской Организации Сотрудничества, Евразийский сетевой
    университет, Сетевой университет БРИКС, Российско-Французский университет,
    Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет.
    Все вышеперечисленные университеты были созданы в разное время и находятся на
    разных этапах становления и развития.
    Если проанализировать состав российских вузов-участников сетевых
    консорциумов, то можно увидеть, что в основном это одни и те же ведущие российские
    вузы. К примеру, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина и Российский
    университет дружбы народов являются вузами-участниками Сетевого университета СНГ,
    Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета БРИКС.
    В целом же, большая часть российских вузов слабо развивает сетевое взаимодействие с
    зарубежными вузами партнерами. Вместе с тем, участие вуза в сетевом проекте может
    стать важным инструментом рекрутинга иностранных студентов. Большой потенциал
    существует в развитии двухстороннего сетевого взаимодействия, когда в создании
    сетевого университета участвуют два вуза из двух стран. Двухстороннее сетевое
    взаимодействие имеет целый ряд преимуществ: согласование образовательных программ,
    23
    условий для поступления и др. проходят гораздо быстрее ввиду небольшого числа вузовучастников; меньше ограничений, который вводятся на сетевое взаимодействие между
    вузами-участниками. Такая практика не получила большого распространения в России,
    где в основном функционируют большие многосторонние консорциумы вузов,
    объединенные в совместный сетевой университет.
    Состояние в мире. Создание консорциумов вузов происходит на
    межгосударственном уровне: решение принимается руководством двух или нескольких
    государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных
    соглашений государств. Или на институциональном уровне, когда решение принимается
    руководством вузов разных стран на основании действующего национального
    законодательства государств местонахождения участников, их уставов и локальных норм,
    применяемых участниками в процессе образовательной, административной и иной
    деятельности, путем подписания соглашений о консорциуме. Вузы реализуют сетевое
    взаимодействие через подписание Договоров о консорциумах без создания отдельного
    юридического лица и с созданием отдельного юридического лица.
    Лидерами по числу сетевых университетов являются Франция (Франко-Немецкий
    университет (1999 г.), Франко-Итальянский университет (1998 г.), Научнотехнологический университет (2010 г.) в Ханое) и Германия (Германо-Иорданский
    университет (2004), Вьетнамско-германский университет (2008), Турецко-немецкий
    университет).
    В Германии, которая лидирует по числу совместных университетов за рубежом,
    можно говорить о наличии государственной образовательной политики по открытию и
    поддержке совместных университетов, созданных за рубежом при участии немецких и
    региональных университетов. В большинстве случаев эти совместные университеты
    созданы благодаря политическим инициативам «сверху вниз», как следствие деклараций о
    намерениях двух глав государств или министров в соответствии с приоритетами внешней
    и культурной политики, стратегии развития стран20.
    Потенциальные риски/барьеры при реализации модели
  2. Финансово-экономические факторы оказывают серьезное влияние на
    развитие сетевого взаимодействия российских вузов. В настоящее время
    отсутствуют механизмы финансирования сетевых университетов с участием
    российских вузов. Обучение иностранных студентов в отдельных случаях
    может идти за счет квот Правительства Российской Федерации в соответствии
    с Постановлением Правительства Российской Федерации №891 «Об
    установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без
    гражданства в Российской Федерации» от 8.10 2013 г. и приказом
    Минобрнауки России №844 «Об утверждении порядка отбора иностранных
    граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной
    Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных
    граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 28.07. 2014 г.
  3. Несбалансированность спроса на образовательные программы в вузахпартнерах.

20 A. Clausen, B. Schindler-Kovats, Nina Stalf. Transnational Education ‘made in Germany’ A policy perspective on
challenges, best practices and success stories// Journal of the European higher education area. — 1 (2011) 4, S. 1 — 20
24

  1. Позднее (по срокам) выделение квот на образование иностранных граждан и
    лиц без гражданства в Российской Федерации.
  2. Репутационные риски. Вхождение в состав консорциумов вузов,
    занимающих более низкие позиции в международных рейтингах
    образовательных организаций, может расширить численность привлеченных
    иностранных студентов, но негативно отразиться на репутации российского
    вуза.
    Возможности:
  3. Для российских вузов создание и развитие международных и
    региональных стратегических партнерств позволит увеличить потоки
    академической мобильности (исходящей и входящей), стимулировать
    участие у международных совместных научных и образовательных
    проектах.
  4. Использование новых образовательных технологий в учебном
    процессе.
  5. Расширение номенклатуры предлагаемых образовательных
    программ за счет программной интеграции с другими вузами.
  6. Повышение качества образования, в том числе с учетом
    контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров.
  7. Расширение возможностей международного сотрудничества.
  8. Дополнительная рекламная акция по набору студентов.
  9. Объединение материально–технических (аудитории,
    библиотеки, технические средства обучения, общежития и т.д.) и
    человеческих ресурсов образовательных учреждений-участников сетевого
    взаимодействия (преподаватели, учебно-вспомогательный и
    административный персонал).
    Предложения:
    Минобрнауки России: создать рабочую группу по анализу деятельности
    функционирующих сетевых университетов с участием российских университетов с целью
    выявления основных проблем функционирования сетевых университетов, мониторинга
    эффективности их деятельности, разработки при необходимости нормативно-правового и
    методического обеспечения, предложений по совершенствованию деятельности сетевых
    университетов и др.

Добавить комментарий