Директор ВЭД — развитие бизнеса на внешних рынках. Директор по внешнеэкономической деятельности должен владеть знаниями и инструментами по выходу на международные рынки:

  • Владеть торговой аналитикой и стратегическим видением.
  • Организовать импорт и экспорт товаров.
  • Эффективно управлять отделом, департаментом ВЭД.
  • Много времени, особенно поначалу, проводить в зарубежных командировках.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — сложная отрасль, которая регулируется десятками нормативных актов как на местном, так и на международном уровне. Хороший специалист по ВЭД разбирается в правовой базе Евразийского экономического союза и других международных организаций, особенностях таможенного кодекса и нюансах оформления документов, взаимодействует с таможенными органами и контрагентами из разных стран.

Директор по ВЭД — это управленец с развитыми навыками аналитики и прогнозирования. От него ждут предупреждения проблемных ситуаций на таможне, которые могут парализовать бизнес-процессы. Еще одна функция этого топ-менеджера — переговоры, так как обычно именно он вместе с гендиректором или собственником проводит переговоры с иностранными партнерами. Наконец, нельзя забывать и об управлении командой специалистов по ВЭД — директор должен найти к ним подход, выстроить систему работы.

Эффективный директор ВЭД на аутсорсинге  WhatsApp +79169906144 

Требования к образованию и опыту

Обычно директора по ВЭД ищут внутри организации — им становится руководитель отдела или заместитель директора. Если компания начинает поиск на рынке труда, то от топ-менеджера ждут соответствия нескольким критериям:

  • Высшее профильное образование в известном вузе — направление «международные отношения», «экономика», «финансы».
  • От пяти лет опыта работы в профессии. Хорошо, когда у специалиста прослеживается карьерный путь — например, он начинает в роли ассистента, затем становится экономистом или юристом в отделе ВЭД, а потом переходит на уровень старшего специалиста или начальника отдела. Так соискатель демонстрирует свои амбиции и показывает, что знает особенности работы на всех уровнях ВЭД.
  • Пригодится опыт работы на таможне.
  • В зависимости от направления деятельности, от соискателя требуют опыта работы в компании, ориентированной на экспорт или импорт. Или навыки в обоих направлениях деятельности.
  • Как правило, нужно свободное владение английским языком, устным и письменным. Приветствуется знание других иностранных языков.
  • Пригодятся курсы повышения квалификации по профессии.
  • Нужны отличные навыки переговоров.

Директор по ВЭД должен быть готов к постоянным международным командировкам — нужно контролировать дела на таможне, у поставщиков и покупателей, выезжать на переговоры с новыми партнерами.

Что должен знать директор по ВЭД

Кроме глубоких знаний по экономике, финансам и международному праву, директор по ВЭД должен разбираться еще в нескольких направлениях. Как правило, такие знания дают на курсах повышения квалификации и профессиональных тренингах. Нужно:

  • Понимать, как организовать отдел ВЭД с нуля, как выводить компании на внешний рынок, как разработать стратегию.
  • Знать риски во внешнеэкономической деятельности, их классификацию, способы избежать проблем или минимизировать последствия.
  • Разбираться в порядке автоматизированного риск-категорирования участников ВЭД.
  • Знать и изучать источники информации для анализа рынка и конкурентов. Уметь определить качественность маркетинговых исследований, оценивать перспективность рынков. Знать способы продвижения товара на международных рынках. Понимать, как работает механизм ценообразования на международном рынке.

От директора по ВЭД требуют знаний об общей организации рынка конкретной стран, с с которыми работает компания. Ему нужно разбираться в классификации иностранных компаний, в особенностях построения отношений с ними. Еще будет полезно понимать роль и место в сбытовой политике агентов, дилеров и дистрибьюторов.

Руководитель направления должен понимать, как устроена структура и содержание внешнеторгового контракта купли-продажи. Какие типичные ошибки существуют и как их не допускать, на что обращать внимание при изучении контракта от международного контрагента.

Еще директору по ВЭД нужно разбираться в географических и правовых особенностях импорта и экспорта, знать законодательное и иное нормативное обеспечение деятельности. И уметь работать с главными оговорками — валютными, арбитражными, форс-мажорными. Стоит также изучить международный коммерческий арбитраж как форму разрешения внешнеэкономических споров.

В перечне необходимых знаний есть и другие пункты:

  • Знать основные принципы и особенности экономических согласий — цели функционирования и тарифное регулирование ЕАЭС, новеллы ТК ЕАЭС в части декларирования, выпуска товаров и таможенного контроля, таможенные процедуры, особенности исчисления, уплаты и возврата таможенных платежей.
  • Порядок и условия прибытия товаров и транспорта на таможенную территорию, порядок процедуры транзита, использование «единого окна».
  • Нововведения в ТК ЕАЭС — вопросы таможенной стоимости, порядок их определения, декларирования, контроля и корректировки.
  • Порядок обжалования решений, действий и бездействия таможенных органов.

Чем занимается руководитель направления ВЭД

Директор отдела ВЭД отвечает за все операции, связанные с закупкой или продажей продукции за границу. Бывает, что компания занимается только одним направлением, или одновременно экспортирует и импортирует, тогда круг обязанностей еще шире.

В должностной инструкции обычно десятки пунктов. Например:

  • Выстроить систему работы отдела ВЭД, проработать ключевые показатели эффективности, мотивацию сотрудников.
  • Проработать систему грейдирования и профессионального роста специалистов.
  • Запустить процесс анализа спроса и предложения по необходимой продукции компании на международном рынке.
  • Наладить поток заключений и сопровождений внешнеторговых контрактов, включая контроль разработки и оформления сопутствующей документации.
  • Минимизировать риски экспорта в администрировании внешнеэкономической деятельности предприятия. Разработать схему работы, чек-лист существенных условий контракта, провести анализ заключенных и разрабатываемых контрактов предприятия.
  • Разрабатывать новые направления ВЭД для компании, формировать клиентскую базу, искать новых партнеров и договариваться с ними о сотрудничестве.
  • Изучать маркетинговой исследования, выводить товары на новые рынки.
  • Проводить презентации товаров компании, обеспечить участие в международных выставках.
  • Анализировать и планировать продажи, привлекать новых клиентов, поддерживать текущие отношения с действующими клиентами.
  • Взаимодействовать с таможенными и логистическими структурами.
  • Наладить работу со смежными отделами. Например, с юридическим отделом для взыскания дебиторской задолженности, с маркетинговым — для создания инструментов и ресурсов под продвижение продукта компании.

Как правило, в обязанности директора входит и анализ новых рынков — нужно выяснить, какое направление перспективно для компании, продумать риски, написать стратегию выхода и защитить ее перед советом директоров.

Написать
Send to WhatsApp
Приветствуем Вас, Коллеги!
Мы работаем только с юридическими лицами: Советы бесплатно! Консультации от 15 тыс.руб.
Присылайте свои предложения в WhatsApp