Церковь Покрова на Удгоде – святое место паломничества и очищения

Церковь Покрова на Удгоде - святое место поломничества и очищения

 

Землячество прихода Покровской на реке Удгоде  приглашает паломников, и людей интересующихся историей России посетить красивое место духа и силы – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском  находящееся в  Костромской области, Буйского района, село  Дор. Если Вы планируете посетить данное место духа и силы, либо оказать содействие, просим обращаться по телефону +74997695425 Паладьеву Олегу Николаевичу

Описание и дата основания

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском постройка  начала XVIII Века.  Дата постройки последнего здания 1859 года.  Архитектор нет данных.  Историческое исповедание Православная, современная принадлежность РПЦ МП Статус действ. Современный адрес Костромская область., Буйский район, село Дор
Кирпичная одноглавая церковь в русско-византийском стиле. Четверик, завершенный двумя ярусами кокошников, с боковыми приделами. Построена в 1859 усердием прихожан как летний храм. Приделы: один ап. Матфея, второй Флора и Лавра и царицы Александры. Не закрывалась.

Храмовый комплекс Покровской на р. Удгоде церкви состоит из двух церквей: церковь Покрова Пресвятой Богородицы и церковь Богоявления Господня. Богоявленская зимняя церковь была построена в 1796 г. В церкви был престол во имя Богоявления Господня, в приделах престолы во имя Успения Божьей Матери и Святителя Христова и Чудотворца Николая.
Покровская церковь летняя была построена в 1859 г. В церкви престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах престолы во имя Святого Апостола и Евангелиста Матфея и святых мучеников Флора и Лавра и святой мученицы Александры. В 1820 г. была заложена колок ольня при Богоявленском церкви.
Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма “написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15”. Обе церкви и колокольня были построены на средства прихожан. Руководили строительством колокольни титулярный советник Корсаков Матвей Иванович и его сын декабрист Корсаков Михаил Матвеевич из ус. Ивановское церковного прихода. В середине ХIХ в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой. На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных. Богослужения в Покровском храме не  прекращались за всю его историю. *Храмовый комплекс расположен в 25 км от г. Буя по дороге Буй –Любим

Дворянские усадьбы прихода Покровской на р. Удгоде церкви Буйского уезда:

1.Усадьба  Бородинка – дворяне Казариновы
2 Усадьба. Дор – дворяне Канищевы, Нелидовы.
3.Усадьба Павловка – генерал – майор Корсаков С.М.
4.Усадьба Петровское – дворяне Корсаковы
5.Усадьба. Ивановское – дворяне Корсаковы
6.Усадьба Уланово – дворяне Зейгер, Писемские, Сальковы

Деревни прихода Покровской на реке Удгоде церкви:

Алешково, Будущево, Ванино, Вахрушево, Вертуново, Горлово, Жуйкино, Золотунино, Ивонино, Калинкино, Каменка, Липитино, Лобановка, Соколово, Ноздрино, Овсяниково, Петровское, Погребеньки, Русиново, Слон, Смертино, Старово, Узково.

Землячество прихода Покровской церкви на реке Удгоде

 

Александр СмирновИнициатором создания землячества выступил Александр Александрович Смирнов, учитель истории по образованию. Первоначально в объединение входили его родственники из различных уголков России и за ее пределами.

В настоящее время землячество объединяет людей, происхождение которых связано с населенными пунктами прихода Покровской на р. Удгоде церкви, бывшего Покровского погоста Покровской волости Буйского уезда Костромской губернии. Это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Мытищ, Дубны, Зеленограда, Абакана, Братска, Ярославля, Рыбинска, Костромы, Буя, населенных пунктов Буйского района: п. Гагарино, с. Дор, с. Контеево, с. Шушкодом, д. Захарово, а также городов ближнего и дальнего зарубежья: Армянска (Крым), Днепропетровска (Украина), Франкфурта (ФРГ).

Цель создания землячестваобщение земляков, сохранение памяти о малой родине, укрепление семейных, родовых, земляческих, межпоколенческих связей. Землячество участвует в попечительстве Покровской церкви, учреждений образования, культуры, здравоохранения, организует встречи земляков, праздники деревень прихода, участвует в природоохранной, экологической деятельности, занимается исследовательской работой по истории населенных пунктов прихода Покровской церкви, установкой памятных знаков на месте исчезнувших усадеб и деревень, информационно-просветительской работой через публикации собранных материалов на страницах районной газеты, через участие детей в районных, областных и российских конкурсах краеведческих работ. Событием в жизни округи стал организованный землячеством в июле 2004 г. деревенский престольный праздник в бывшей деревне Будущево в день святых апостолов Петра и Павла. Летом 2013 г. была организована встреча жителей пос. Гагарино, посвященная 65-летию поселка.

Землячество располагает документальными историческими источниками архива Покровской церкви: исповедальными (духовными) ведомостями с именными списками всех жителей прихода по дворам за 1837-1908 гг., брачными обысками с именными списками венчавшихся, клировыми ведомостями с описанием состояния церкви и приходской школы, с формулярными списками духовных лиц и членов их семей.

Землячество оказывает содействие заинтересованным лицам в составлении родословных и в получении материалов по истории сел и деревень прихода Покровской церкви на р. Удгоде.

Share This:

7 Replies to “Церковь Покрова на Удгоде – святое место паломничества и очищения”

  1. Покровская пог. Покровский, что на Удгоде. В приходе 2 церкви: теплая Богоявленская кам., с кам. колокольнею, и холодная Покровская; построены первая в 1796, вторая в 1859 г. усердием прихожан с прибавлением церковной кошельковой суммы. Обнесены кам. оградой. Кладбищ два: одно в церковной ограде, другое вне ее, в 1/2 в. от церкви, обнесено палисадником. Престолов в церквах 6: в Богоявленской церкви: а) в честь Богоявления Господня, б) в ч. Успения Божией Матери, в) во имя святит. Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского; в Покровской церкви – г) в ч. Покрова Пресвятой Богородицы, д) во имя св. апостола Матвея, е) во имя св. мчч. Флора и Лавра и мц. Александры. Местно чтимой святыней служит храмовая икона Покрова Божией Матери. Эта икона мерой 1 ар. 6 верш. х 1 ар. 1 верш., письма греческого и написана, как видно из надписи внизу, по обещанию поруч. Степана Степ. Жадовского, 1702 г. февраля 15 дня. В 1848 г., во время жестоко свирепствовавшей в приходе холеры, поражавшей смертию целые семейства, икона носима была по всем селениям прихода, и холера вскоре прекратилась. В память этого, усердием прихожан в 1851 г. сделана на икону серебряная 84 пр. риза, с чеканною внизу надписью: “сия риза сделана усердием доброхотных дателей, в воспоминание избавления от холеры в 1848 г.”. Весу в ризе 12 фун. 20 зол. Капитал церкви со специальным назначением – на богадельню, устроенную в 1876 г., по завещанию г. Сергея Матвеевича Корсакова, для призрения престарелых и увечных обоего пола, и всех сословий, из прихожан означенной церкви. Расстояние от Костромы 80 в., от г. Буя 22 в. Ближайшие церкви: Благовещенская на Сендеге в 11 вер. и Архангельская с. Контеева в 12 вер. [1, с. 211-212]

    В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Галичский уезд. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине. В 1628 г. упоминается церковь “Покрова св. Богородицы на Угоди”.
    В 1642 г. упоминаются “Корежской волости Покровские попы: Никита Степанов да Григорий Павлов”.
    В июне 1700 г. “запечатана благословенная грамота на два престола по челобитью Галич. уезда Костр. десятины церкви Покрова Пр. Богородицы, что на Угоди, попа Ивана с прихожаны, велено им на прежнем погорелом месте построить вновь церковь во имя Покрова Пр. Богородицы, да в приделе Флора и Лавра”.
    В августе 1702 г. “Галич. уезда Корежской волости, Костр. десятины церкви Покрова Пресв. Богородицы поп Георгий Харитонов, в поданном в патр. казен. приказ прошении, писал: “по указу блаженныя памяти свят. господина Адриана патриарха и по благословенной его архиерейской грамоте построена церковь Божия во имя Покрова Пресв. Богородицы, да придел мученик Флора и Лавра, что на Удгоди, и та церковь Покрова Богородицы и придел Флора и Лавра совсем построены и к освящению изготовлены и прошу дать освященную грамоту на имя кресцовскаго священника Иоанна Харитонова, которой преж сего у той церкви служивал, потому, что посторонняго игумена и священника для освящения брать не к чему, место самое скудное и погорелое”. [48, с. 155-156]

    На спутниковой карте

    Координаты (WGS 84): 58.387617°N 41.206317°E
    Источник http://www.old-churches.ru/bu_004.htm

  2. Встреча в Покровском-на-Удгоде
    16 августа 2013
    Уже несколько лет основной целью многих паломничеств Преображенского Содружества является восстановление истории ХХ века – истории потаенной, о которой молчат учебники и очень скупо говорят книги историков-исследователей. И одно имя, извлеченное из небытия, удивительным образом тянет за собой другие имена

    Уже несколько лет основной целью многих паломничеств Преображенского Содружества является восстановление истории ХХ века – истории потаенной, о которой молчат учебники и очень скупо говорят книги историков-исследователей. И одно имя, извлеченное из небытия, удивительным образом тянет за собой другие имена. Так, путешествие группы Покровского братства по местам служения епископа Макария (Опоцкого) заставило вспомнить о его секретаре и младшем сподвижнике, священнике Андрее Артамонове. В 2012 году мы отправлялись в паломничество, зная только о том, что такой человек был, и что именно приезд к нему в 1937 году и спас владыку Макария от ареста, когда было разгромлено братство в городе Галиче.

    Прошлый год был щедр на открытия – нам удалось многое узнать об о. Андрее, побывать в селе Дор (оно же Покровское-на-Удгоде) на окраине Костромской области, где в храме Покрова Пресвятой Богородицы о. Андрей прослужил большую часть жизни, вплоть до своей смерти в 1976 году. А в этом году мы вернулись в Дор, чтобы встретиться с теми, кто мог помнить отца Андрея. Для начала историк и краевед Александр Александрович Смирнов, организатор этой встречи, напомнил собравшимся о положении церкви при Советской власти и о людях, которые, несмотря на гонения, оставались ей верны. Потом Александра Буданова, студентка магистратуры СФИ, рассказала о результатах своей работы в архивах, которые позволили восстановить жизненный путь о. Андрея, а после этого вспоминали о нем собравшиеся сельчане, в основном женщины.

    Трудно сказать, кто узнал больше нового в результате этой встречи – сельчане или москвичи. Собравшиеся пожилые женщины в 60-х годах были детьми или молоденькими девушками. Потому, естественно, об о. Андрее они вспоминали в основном те подробности, которые фиксирует детская память – каким он был добрым и располагающим к себе человеком, как всегда был готов прийти на помощь, как хорошо разбирался не только в богослужении, но и в строительных делах. И для них была открытием связь о. Андрея с владыкой Макарием и через него – с братской традицией Н.Н. Неплюева.

    Зато они смогли узнать и указать нам, кто есть кто на старых фотографиях. И потом в их рассказах оживали уже подзабытые сегодня реалии советского времени. Кто-то вспоминал, как в церковь ходил задами, чтобы не заметили односельчане. Кто-то – как одноклассницу, побывавшую на воскресной службе, учительница на весь день выставила к «позорному столбу» у доски в назидание остальным. А одна из женщин рассказала о том, что ее двоюродная бабушка была все время при о. Андрее, и девочка, навещая ее, естественно, часто виделась со священником. Однако при этом боялась с ним заговорить и даже лишний раз на него взглянуть, несмотря на его доброжелательность и приветливость, поскольку в школе говорили, что священники – люди подозрительные и опасные.

    После встречи мы с несколькими местными жителями прошли на кладбище, к могиле о. Андрея. Священник в этом году приехать не смог, поэтому мы помолились сами, все вместе. После молитвы было ощущение, что чего-то не хватает, и мы единодушно пришли к мнению, что необходимо спеть еще что-то пасхальное – стихиры Пасхи.

    А на следующий день поиск свидетелей жизни о. Андрея привел нас в Макарьево- Писемский монастырь к схиигуменье Макарии, которая была когда-то его духовной дочерью. Нас предупредили, что едва ли она скажет об о. Андрее что-то хорошее – слишком серьезные разногласия разделили их много лет назад.

    И действительно, эта встреча далась группе нелегко. Сначала матушка Макария упорно не желала даже говорить об о. Андрее – и отнюдь не из-за старческой потери памяти. Несмотря на свои девяносто с лишним лет, схиигуменья сохранила абсолютно ясную голову и монастырем управляет отнюдь не номинально. Однако она упорно старалась разговаривать с нами только как с паломниками, приехавшими приложиться к мощам преподобного Макария и получить духовное наставление. И только под конец, когда уже собирались прощаться, и её в последний раз спросили об о. Андрее – тут словно плотину прорвало.

    Матушка рассказала, как они вместе с матерью ходили к о. Андрею и считали себя его духовными детьми, а потом покинули его, когда община, не смирившись с декларацией митрополита Сергия (Старогородского), ушла в 1930 году в григорианский раскол. Удивительно, что прошедшие с тех пор 80 с лишним лет не остудили ее эмоций. Она вспоминала, каким о. Андрей был хорошим пастырем («ласковый» – это слово повторяли про него многие), каким прекрасным проповедником. И как ей было больно, что он ушел «к красным» (григориане, как и обновленцы, оказались проектом, выращенным в ГПУ). Рассказала, как она радовалась, когда он (видимо, уже после войны) принес покаяние и вернулся в патриаршую Церковь – но к нему уже не вернулась, поскольку появился другой духовник.

    И снова в ее рассказе вставали страшные подробности того времени. «Мы привыкли молчать, потому что скажешь лишнее – и подойдут люди в штатском. Скажут: пройдите с нами – и уведут навсегда. А мы молчали – потому и уцелели». А в самом конце, когда уже попрощались – так тронуло, когда схиигуменья вдруг спросила, нет ли у нас фотографии о. Андрея – так хотелось бы поглядеть на него еще раз! И как было жаль, что фотографии с собой не оказалось.

    Этот год не принес, подобно прошлому, сенсационных открытий. Но, собственно, сенсации на то и сенсации, что случаются не каждый год. Впечатления этого года не столько углубили наши знания, сколько вызвали размышления – в том числе и о том, что трагизм истории российского ХХ века не только в массовых репрессиях, но и в том, что люди, ища выхода, попадали в ловушки ложных путей. А также о том, как непросто давать оценки событиям прошлого и как необходимы здесь все свидетельства – и архивные документы, и воспоминания очевидцев, в том числе бесхитростных сельских бабушек. А еще он оставил надежду, что, быть может, сказанное нами заставило кого-то по-новому оценить свои воспоминания.

  3. Ансамбль церквей Покрова Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня в селе Дор Буйского района
    Храмовый комплекс Покровской на р. Удгоде церкви состоит из двух церквей. Богоявленская зимняя церковь была построена в 1796 г.В церкви был престол во имя Богоявления Господня, в приделах престолы во имя Успения Божьей Матери и Святителя Христова и Чудотворца Николая. Покровская церковь летняя была построена в 1859 г. В церкви престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы,в приделах престолы во имя Святого Апостола и Евангелиста Матфея и святых мучеников Флора и Лавра и святой мученицы Александры. В 1820 г. была заложена колокольня при Богоявленском церкви. Храмовой иконой была икона Покрова Богородицы греческого письма «написанная по обещанию поручика Степана Степановича Жадовского 1702 году февраля 15». Обе церкви и колокольня были построены на средства прихожан. Руководили строительством колокольни титулярный советник Корсаков Матвей Иванович и его сын декабрист Корсаков Михаил Матвеевич из ус.Ивановское церковного прихода. Церковь состояла по штату 1856 г. по четвертому классу. Причта при ней было положено: два священника, дьячок и пономарь. В середине ХIХ в. в приход церкви входило 30 населенных пунктов, в которых в 1856 г. проживало 2118 человек. В 1858 г. в Богоявленском храме венчался будущий адмирал, герой Синопа и обороны Севастополя П.А.Перелешин с дочерью декабриста М.М.Корсакова Александрой.
    На кладбище у церкви сохранились надгробные памятники дворян Корсаковых, Шкот, Полозовых, Канищевых, Перелешиных. Богослужения в Покровском храме не прекращались за всю его историю. Богоявленский храм был осквернен в нач.50- х годов ХХ в. Сегодня в нем находится зернодробилка местного сельхозпредприятия.

  4. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в селе Дор (Покровское) Буйского района состоятся мероприятия, посвященные 150-летию освящения Покровского храма
    14 октября 2009 года
    Первое упоминание о Покровской церкви на реке Удгоде относится к 1653 году. Это был деревянный храм, который по причине частых пожаров несколько раз перестраивался. В 1702 году, после очередного пожара, в селе была выстроена новая деревянная Покровская церковь с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1796 году в Покровском построили вторую церковь – каменный храм в честь Богоявления Господня с двумя боковыми приделами: в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца. В 1820-1823 годах к церкви пристроили колокольню.

    В 1850-х годах в селе Дор, на месте обветшавшей деревянной Покровской церкви, в стиле русско-византийской архитектуры был воздвигнут летний каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его освящение состоялось в 1859 году. Проект храма был выполнен на основе образцовых проектов, представленных в альбомах, которые в 1838 и 1844 годах были изданы под руководством известного архитектора К.А. Тона. В храме были освящены три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, святого апостола Матфея и святых мучеников Флора и Лавра и мученицы Александры. Настенная масляная живопись в храме была выполнена на рубеже ХIХ-ХХ веков в традициях позднеакадемической живописи. Совместно со священником Николаем Агриколянским работами по строительству церкви руководили дворяне Корсаковы. Вероятно, в строительстве храма принимал участие адмирал П.А. Перелешин – герой Синопа и обороны Севастополя – который в 1858 году венчался в Покровской церкви с А.М. Корсаковой.

    Чтимой святыней Покровского храма почиталась икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная в 1702 году и вложенная в церковь поручиком Степаном Жадовским. В 1848 году во время эпидемии холеры, «поражавшей смертью целые семейства», эту икону обнесли по всем селениям прихода, и холера вскоре прекратилась. В память о чудесном избавлении от эпидемии в 1851 году на средства, собранные прихожанами и благотворителями, для этого образа был изготовлен серебряный оклад.

    С 1862 по 1868 год при приходе Богоявленского и Покровского храмов села Дор действовало приходское училище, которое содержалось на пожертвования прихожан. В 1876 году на средства, завещанные генерал-майором Сергеем Матвеевичем Корсаковым, в Покровском была открыта богадельня «для призрения престарелых и увечных, обоего пола и всех сословий» из прихожан прихода.

    В начале ХХ века при приходе действовало также общество трезвости. Прихожанами храмов в селе Дор были почти 4 тысячи человек из 28 близлежащих селений. Причт храма состоял из 2 священников, диакона и двух псаломщиков. В селе ежегодно проводились две ярмарки: Покровская осенью и Богоявленская зимой.

    После революции 1917 года Богоявленская церковь села Дор была закрыта, в ней разместился склад и колхозная зернодробилка. Один из священников храма, иерей Н.В. Бартенев, был арестован.

    В 1930 году на общем приходском собрании, на котором присутствовало более 250 человек, слушался вопрос о требовании советской власти передать Покровскую церковь под склад. Однако прихожане отстояли свой храм: «отдать под склад, хотя и временно, не находим возможным, так как церковь нашими предками построена для молитвы, а не для хозяйственных нужд».pokrova_na_udgode-2smal.jpg

    В 1934 году на общем собрании общины рассматривался вопрос об изъятии церковных колоколов. Собрание постановило «ходатайствовать перед высшими органами советской власти о том, чтобы оставить колокола в распоряжении религиозной общины». Только в 1960-е годы, в период «хрущевских гонений», колокола были сброшены и отправлены на переплавку.

    Годы гонений на церковь совпали с годами служения в селе Дор протоиерея Андрея Артамонова. До 1927 года он был настоятелем церкви в честь Рождества Христова в городе Череповце. 5 декабря 1927 года был осужден как сторонник патриарха Тихона и противник «обновленческой» церкви и приговорен к высылке. В 1928 году отец Андрей стал настоятелем церкви Покрова на Удгоде. В 1937 году его арестовали и осудили на 10 лет лагерей. Вернувшись из лагеря, он продолжил свое служение в Покровском храме и совершал его до самой своей кончины в 1976 году. Протоиерей Андрей Артамонов был очень уважаемым и любимым прихожанами пастырем, светлым и жизнерадостным человеком. Похоронен отец Андрей на приходском кладбище.

    С 2007 года настоятелем храма Покрова на Удгоде является иерей Сергий Вележанин.

    2 сентября 2009 года по ходатайству землячества прихода Покровской на реке Удгоде церкви губернатором области И.Н. Слюняевым принято решение об освобождении Богоявленского храма и начале работ по его консервации.

    © Костромская митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

  5. Дворяне Корсаковы из Покрова на Удгоде.
    Речка Удгода течет в Буйском районе Костромской области, впадает с правой стороны в р. Кострому в 88 километрах от ее устья. Исток р. Удгоды находится в 25 км в лесных болотах рядом с поселком Гагарино, устье рядом с деревней Лобановка на границе Буйского района и Любимского района Ярославской области.

    Заселяя земли по берегам Удгоды, наши предки построили в 6 верстах от устья церковь во славу Покрова Богородицы в погосте Покровском, ставшую духовным центром церковного прихода. В середине XIX века приход объединял 28 населенных пункта, включая 6 дворянских усадеб. В 1866 году в приходе проживало 2738 человек (455 дворов, мужчин – 1286, женщин – 1452). (1)

    С историей населенных пунктов Покровской волости связаны имена более 60 помещиков, имевших с начала XIX века здесь свои вотчины. Среди наиболее крупных землевладельцев были Корсаковы, Казариновы, Полозовы, Канищевы, Перелешины, Нелидовы. (2)

    Род Корсаковых в России берет свое начало от Венцеслава Жигимонтовича Корсака, который прибыл в 1390 году из Литвы на службу к великому московскому князю Василию Дмитриевичу. Григоров А.А. составил родословную костромских дворян Корсаковых. В его исследовании впервые упоминается связь Корсаковых с Буйской землей в конце XVIII века, когда в 1790 году Корсаков Иван Семенович (XIII колено) служит Буйским земским исправником. В 1755 году он служил капитаном Ростовского драгунского полка. Его отец Семен Данилович (XII колено) был записан в боярские списки как жилец отставной с 1703 года в Москве для посылок. Жильцы составляли разряд служилого чина в Московском государстве в XVI—начале XVIII вв., находившийся между московскими дворянами и городовыми дворянами. Городовой дворянин, попавший в жильцы, имел шанс если не для себя, то для потомства сделать карьеру, т. е. стать московским дворянином и получить дальнейшее продвижение по службе. Видимо Семену Даниловичу успешная карьера не удалась, так как его сын Иван Семенович оказался в Буйском уезде. (3)

    В фонде Департамента Герольдии Сената в деле о дворянстве Корсаковых Костромской губернии за 1851 год хранятся материалы об утверждении в дворянском достоинстве Ивана и его детей – Никанора, Николая, Матвея, Феодосьи. (4)

    Дворяне любили называть усадьбы своими именами, поэтому вероятно Ивану Семеновичу принадлежит основание усадьбы Ивановское на берегу реки Костромы в 6 верстах от погоста Покровского рядом с деревней Овсяниково. По описанию 1880 г. «Сельцо Ивановское стоит на суходоле, а в нем дом господский деревянный, земли у оного 136 десятин». (5)

    Летом 1924 года известный русский, советский писатель Шишков В.Я. совершил поездку по Костромскому и Буйскому уездам. Результатом этой поездки стала серия очерков под общим названием «Приволжский край». Несколько дней писатель жил в д. Овсяниково, расположенной в версте от усадьбы Ивановское, которую он описывает «Через версту- направо крупный сосняк, налево – тенистый запущенный парк с барским домом. Липовые и дубовые столетние аллеи поросли быльем. Захожу в парк. Огромный, облицованный диким камнем, дом, построенный, говорят, по проекту Растрелли. Он внутри выгорел, кажется в 1919 году, окон нет, на стенах черные следы копоти и дыма. Это имение Ивановское, бывшая собственность предводителя дворянства Маркова». Господин Марков был женат на дочери адмирала Перелешина П.А. Александре Павловне, которая после выселения из усадьбы жила в соседней д.Овсяниково. (6)

    После его смерти усадьба перешла к сыну Матвею (1761 – 1835). В 1788 году Корсаков Матвей Иванович поручик, в 1791 году он служил прокурором магистрата в Архангельске.(7) Затем в Буйском уезде титулярный советник Корсаков М.И. служит заседателем Буйского нижнего земского суда. Был женат на Карповой Феодосии Антоновне, дочери секунд – майора. Согласно делу о дворянстве Корсаковых у Матвея Ивановича и Феодосии Антоновны были дети – Павел, Настасья, Иван, Варвара, Наталья, Сергей и Михаил.(8) В книгах архива Покровской на р. Удгоде церкви упоминаются имена детей Матвея Ивановича – Павла, Сергея, Михаила, Ивана, Анастасии.(9)

    Корсаков М.И. принимал непосредственное участие в организации сбора средств и строительстве колокольни Богоявленского храма Покровской на р. Удгоде церкви, которая была заложена в 1820 году. В период с 1808 по 1833 год он присутствовал при подсчете денег поступивших в церковь и расписывался, что « при сем счете находился титулярный советник Матвей Корсаков», несколько раз он подписался как «строитель Матвей Корсаков».(10)

    Умер Корсаков М.И. 9 апреля 1835 года. Похоронен у Покровской церкви. На надгробной плите надпись « Болярин Матвей Иванович умер в 1835 году на 75 году жизни». Через полгода 10 октября 1835 года умерла Феодосия Антоновна, которая похоронена рядом с мужем. У Покровского храма сохранились надгробные плиты Корсакова М.И. и его жены.

    Дети Корсакова М.И. достойно служили Отечеству и записали свои имена в историю государства Российского и Буйской земли. Старший сын Павел Матвеевич в 1807 году был пажем при Императорском дворе (11). Есть основания считать, что он был участником Отечественной войны 1812 года.(12) Будучи поручиком лейб – гвардии егерского полка был ранен на Бородинском поле.(13) В списке о потерях гвардейских частей в сражении при Бородине, представленном штаб-доктором 5-ого пехотного корпуса Канельским П.Т. главному военно – медицинскому инспектору русских армий Виллие Я.В. среди раненных егерского полка записан порутчик Корсаков с ранением правой ноги. (14)

    Видимо ранение было серьезным, так как московская великосветская дама, выпускница Смольного института Волкова М.А. (1786-1859) в письме к своей петербургской подруге и родственнице Ланской В.А. 17 сентября 1812 года писала из Тамбова, что среди жертв 26 августа «нам назвали Валуева, Корсакова – старшего и Кутайсова». (15)

    Корсаков П.М. помещичьих вотчин в деревнях прихода не имел.(16) В 1819 году женился на Мосоловой Анастасии Петровне, дочери помещика Елатомского уезда Тамбовской губернии.

    Дети Корсакова П.М.: Михаил, Матвей, Петр, Варвара.(17)

    Наиболее успешная военная карьера сложилась у сына Корсакова Сергея Матвеевича, родившегося 11 мая 1801 года и дослужившегося до звания генерала – майора. Службу Сергей начал в лейб – гвардии Семеновском полку. В 1846 году состоял на службе по особым поручениям при кригсе- комиссаре, возглавлявшем управление в русской армии с 1711 по 1864, ведавшее снабжением армии предметами денежного и вещевого довольствия.(18) 17 декабря1848 года полковник Корсаков С.М. был награжден за выслугу лет орденом Святого Георгия 4 класса ( № 3529) (19). В 1850 году служил в крепости г. Динабурга. В Покрове на Удгоде генерал – майору принадлежала усадьба Павловка.

    Источник http://davaiknam.ru/text/dvoryane-korsakovi-iz-pokrova-na-udgode

Comments are closed.