Святослав Бирюлин: Недооцененная миссия

Много на свете есть управленческих инструментов, недооцененных пока российским бизнесом. Например, система сбалансированных показателей. Однако миссия компании как инструмент управления, наверное, недооценена более других. Предприниматели отмахиваются от миссии, считая ее в лучшем случае необязательной, в худшем – вредной. Если же миссия организации оказывается сформулирована, то, чаще всего, суконными фразами, читать которые противно и посетителям сайта, и самим авторам.

Между тем, миссию компании можно сравнить со смыслом жизни человека. Миссия отвечает на вопрос о том, ради чего существует компания, и это, возможно, один из самых главных вопросов для бизнеса. Другое дело, что многие предприниматели в России ошибочно полагают, что их бизнес существует ради получения прибыли (Питер Друкер про таких говорил, что они ничего не понимают в бизнесе). Однако бизнес, существующий только ради прибыли подобен человеку, живущему исключительно ради получения заработной платы.

В умелых руках миссия – мощный управленческий инструмент. Любой руководитель, управлявший крупной компанией (а особенно с удаленными офисами или подразделениями) знает, как невероятно тяжело донести идеи, ценности, установки, принятые в штаб-квартире, до умов рядовых сотрудников на местах. От провозглашения генеральным директором курса на повышение качества или на высочайшего уровня сервис не будет никакого толку, если эта идея не будет донесена до тех, кто непосредственно производит продукт или оказывает сервис. Каждый из нас испытывал это на себе, сталкиваясь, к примеру, с плохим обслуживанием в ресторанах или отелях, гордящихся своим стремлением заботиться о каждом посетителе. По-настоящему забота о клиента беспокоила только руководство, рядовой персонал был ко всему равнодушен.

Миссия – это в большей степени средство коммуникации с сотрудниками, нежели с внешним миром. Наивно надеяться произвести впечатление на поставщика или покупателя эффектными лозунгами на корпоративном сайте. А вот для сплочения коллектива миссия может быть весьма полезна. Однажды я управлял компанией, выпускавшей товары для дачного домостроения в подмосковных Мытищах. При подготовке новогоднего обращения к сотрудникам я попросил сотрудников подсчитать, сколько примерно потребителей воспользовались нашей продукций в течение года. Их оказалось около 250 тысяч – столько же, сколько на тот момент проживало в Мытищах. Когда я упомянул это в своем выступлении, я почувствовал реакцию зала – многие рядовые сотрудники впервые задумались о том, что они не просто выписывают счета-фактуры или набирают персонал – что результаты их труда сделали чуточку счастливее 250.000 человек по всей стране, таких же, как они сами. Конечно, это не перевернуло их жизнь, но я уверен, что они стали смотреть на свой труд чуть под другим углом. Впоследствии мы использовали эту идею в миссии компании, которую транслировали сотрудникам всеми возможными способами.

Миссию часто путают с целью, поэтому в миссиях российских компаний часто можно встретить слово «стать». Стать самыми крупными, самыми успешными, лучшими, великими. Но миссия – это не цель, а смысл, не конечная точка пути, а предназначение.

О том, как разработать неформальную миссию и о том, как умело использовать ее для управления компанией, для выстраивания коммуникаций с сотрудниками и партнерами, вы узнаете в ходе нашего бесплатного вэбинара. Мы обсудим основные принципы разработки миссии, типичные ошибки при ее создании, а также методы превращения миссии из лозунга в эффективный управленческий инструмент.

Святослав Бирюлин

Share This:






Добавить комментарий

Loading...
Facebook Messenger for Wordpress