Российская выставочная отрасль в новых экономических условиях

Есть достижения и есть проблемы, но главное – есть потенциал, позволяющий выстоять и развиваться в сложное время. Такой была главная мысль пресс-конференции «Российская выставочная отрасль в новых экономических условиях», прошедшая в МИА «Россия сегодня». С прессой встречались глава ТПП РФ Сергей Катырин, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.

Сегодня выставочная отрасль – важнейшая в работе по продвижению отечественного бизнеса на наши и внешние рынки, отметил Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он напомнил, что не так давно было время, когда соседи не знали, что друг у друга в регионах делается, искали за морем, где купить или продать нужный товар, тогда как достаточно было заглянуть в соседнюю область. Выставки не только представляют новые товары. Они знакомят с технологиями, помогают найти партнеров, наконец, дают возможность деловому сообществу общаться в неформальном режиме, вырабатывать на семинарах, встречах, конференциях (а они обязательно сопутствуют серьезным выставочным мероприятиям) общую позицию по тем или иным вопросам, развивать новые направления и т.д.

Годовой оборот выставочного рынка России – порядка 800 млн долларов. Это седьмое место в мире, что вроде бы и не так плохо. Но было бы лучше, если бы было достаточно выставочных площадей, а их у нас всего лишь около780 тыс. кв. м. Это чрезвычайно мало: лишь 2 процента суммарной площади выставочных центров мира (у США – 20, у Китая – 15 процентов). К тому же в отрасли высока степень концентрации: на долю Москвы и столичной области приходится до половины оборота рынка и 65 процентов выставочной инфраструктуры.

Выставочники, естественно, столкнулись с трудностями в последние кризисные годы. Рынок из-за санкций «просел»: экспонентов стало меньше на 14-15 процентов, каждый пятый потенциальный иностранный участник не рискнул приехать в Россию в 2015 году. Но отрасль выстояла, нашла новые резервы, больше стало отечественных участников, не была провалена ни одна выставка. Половина из 181 территориальной палаты принимают участие в развитии выставочной отрасли.

Важнейшая проблема сегодня – создание нормативно-правого регулирования отрасли. С активным участием системы ТПП РФ по этой теме были проведены Парламентские слушания (февраль 2014г.) по правовым, экономическим и организационным вопросам отрасли. В 2014 года Правительство РФ одобрило комплексную Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. Палата выступила инициатором и ключевым исполнителем разработки Концепции, а сегодня содействует созданию нормативно-правовой базы, в т.ч. разработке законопроекта о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Сергей Катырин сообщил, что на предстоящем в марте съезде ТПП РФ будет отдельная дискуссия по проблемам отрасли.

Минувший 2015 год был непростым, 2016-й, по оценкам, тоже будет сложным, но прогнозы прогнозами, а работать и развиваться надо, заявил генеральный директор «Экспоцентра» на Красной Пресне Сергей Беднов. Он считает, что решительный поворот к росту будет в 2017 году.

Представленные им результаты работы компании в 2015-м однозначно показали: «Экспоцентр» активно работал и работает, имеет резервы и намерен развиваться. Его доля на выставочном рынке России составила в минувшем году по площади нетто 17 процентов, по количеству экспонентов – 13. Проведено 85 выставок, в т.ч. 31 собственная, (в них приняли участие около 25 тысяч фирм и организаций  из более чем 100 стран мира), состоялось более 650 конгрессных мероприятий. Чистая прибыль «Экспоцентра» составила 3 млрд. рублей. Показательно, по словам Беднова, то, что, несмотря на санкции, многие фирмы из Евросоюза, США, Австралии, Канады приезжают на выставки. Больше стало участников из стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки. «Экспоцентр» планирует увеличить со временем выставочные площади еще на 40 000 кв. м.

Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин поделился планами проведения в «Экспоцентре» 24-26 февраля «Российской недели текстильной и легкой промышленности».

В отрасли, сказал он, существует множество мелких выставок, не взаимодействующих между собой, которые стали уже скорее чисто коммерческими мероприятиями для организаторов. Отсутствовала единая стратегия развития отрасли. Решено попытаться объединить выставки под одним выставочным брендом.

В рамках «Недели» запланировано проведение форума: будут обсуждаться общие вопросы и проблемы развития отрасли, пройдет профессиональное общение. Отрасль, считает Андрей Разбродин, сегодня, как никогда, нуждается в консолидации, чтобы не только выстоять в конкуренции с иностранными компаниями, но и расширить свою долю на рынке. Российская легкая промышленность понемногу становится на ноги, отечественные производители занимают уже 20 процентов российского рынка. Здесь есть, за что бороться: его емкость – порядка 4 триллионов рублей.

В ответах на вопросы представителей СМИ участники пресс-конференции отмечали, в частности, важность выставочной деятельности для реализации импортозамещения. Это не просто добрые пожелания: на многих выставках в 2015 году уже демонстрировалось хорошее российское оборудование, способное достойно заменить западное «санкционное». Развивается «выставочное» взаимодействие стран БРИКС и ШОС; в мае прошла первая конференция выставочных организаций государств-участников этих международных организаций. Идет активная взаимная работа выставочников странами СНГ («изюминка» здесь в универсальности: государства содружества взаимодействуют между собой во всех сферах, нет, например, «сырьевого перекоса» и т.д.).

Share This:






Related News

Добавить комментарий

Loading...
Facebook Messenger for Wordpress