Актуальные законопроекты для предпринимателей

Бизнесу должно быть выгодно работать «в открытую», с пользой для себя и общества – «в этом суть нашего подхода к законотворческой деятельности», считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. С начала года и до ухода Госдумы на каникулы Палата сопроводила более 60 законопроектов, давая экспертные заключения по наиболее значимым для бизнеса проектам и внося пакеты поправок. Семь законопроектов она разработала сама.

 Какие законопроекты, которые сопровождала Палата, наиболее актуальны для предпринимательства?

– Какой-то один выделить непросто. Законы этого года дополняют друг друга и, регулируя свой, скажем так, «участок», создают цельное правовое поле.

Безусловно, важным для развития реального сектора экономики Палата считает принятый 11 мая ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». Речь в нем идет о снижении нагрузки по налогу на прибыль для новых предприятий промышленности. Пониженная ставка налога теперь будет применяться, начиная с налогового периода, в котором участник проекта получит первую прибыль при реализации инвестиционного проекта. Льгота действует до тех пор, пока сумма сэкономленного налога не станет равной сумме капитальных вложений. Это будет способствовать развитию реального сектора экономики.

Законодательно теперь решен также вопрос об упрощении порядка получения налогоплательщиками вычетов сумм налога на добавленную стоимость при экспорте несырьевых товаров (ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ»). Налогоплательщики получат возможность вычитать суммы НДС, не дожидаясь окончания трехмесячного срока камеральной проверки и принятия указанных товаров на учет контрагентом. Это несомненно облегчит российский экспорт, прежде всего несырьевых товаров. Кстати, принятие этого закона, как и некоторых других, является реализацией поручения президента РФ, подготовленного по итогам VII съезда ТПП РФ (глава государства принимал участие в дискуссии на нашем съезде).

 Бизнес давно негодует по поводу административного давления. Что-то существенное на эту тему говорят новые законы?

– Несомненно. Я бы упомянул, например, закон, которым вносятся изменения в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». ТПП РФ сопровождала законопроект на всех стадиях, активно взаимодействовала с Минэкономразвития РФ, Открытым правительством, и мы добились, чтобы в документе наши предложения были полностью учтены, права бизнеса более защищены. Так, в законе прямо закреплено, что право запрашивать документы и информацию о подконтрольном лице возникает у контрольно-надзорного органа только после издания распоряжения о проведении проверки и что сведения о результатах контрольных закупок должны размещаться в Едином реестре проверок.

Установлено обязательное согласование с органами прокуратуры внеплановых проверок по мотивированному представлению должностного лица.

Принят закон, направленный на сокращение административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства (ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ»). Устанавливается правило, по которому не может быть признано доминирующим положение юридического лица, если выручка от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей. А в случаях сообщений и заявлений физических или юридических лиц о признаках нарушения антимонопольного законодательства внеплановые выездные проверки малого предпринимательства будут проводиться только после согласования с органами прокуратуры. Полагаем, это серьезно снизит активность тех, кто пытается использовать нечестные приемы конкуренции.

Наконец, ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», принятый 22 июня этого года. Законопроект был предусмотрен Планом законопроектной деятельности Палаты на 2016 год, его соавтором выступила депутат Госдумы РФ Татьяна Алексеева. Теперь малые и средние компании при впервые выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушениях получат предупреждение и предписания об устранении этих нарушений. Считаю это правильным подходом. Естественно, при втором, третьем и так далее случае нарушений отвечать придется уже «по полной программе».

Еще один принятый закон предусматривает, что теперь нормативные правовые акты об утверждении новых форм налоговых деклараций вступают в силу не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. Это, безусловно, упорядочит ситуацию – умерит прыть желающих наказать бизнес за то, что он не отреагировал мгновенно на перемены, даст предпринимателям время подготовиться, освоить новое без опаски «нарваться» на наказание. Отмечу, что принятый закон тоже реализует соответствующее поручение президента РФ по итогам VII съезда ТПП.

В этом году законодательно продлен срок действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) до 2021 года. Сохранение ЕНВД в нынешних экономических условиях поможет реально поддержать малый бизнес и создать налоговые стимулы для его развития, а также сохранит стабильный источник налоговых доходов местных бюджетов.

– Были ли законопроекты, которые ТПП РФ не поддержала?

– Конечно, были и будут.

На ряд законопроектов мы дали отрицательное заключение. Так, например, Палата не поддержала законопроект, предложивший увеличить с 1 января 2017 года финансовую нагрузку на туристический бизнес. Да, он разрабатывался с благой целью: дать больше гарантий туристам, выезжающим за рубеж. Но в то же время, по нашему мнению, слабо учитывает интересы развития турбизнеса и может провоцировать серьезную стагнацию рынка.

Мы не поддерживаем проект ФЗ о судебно-экспертной деятельности (рассмотрение документа во втором чтении перенесено на осеннюю сессию). Палата возражает против введения лицензирования негосударственных судебно-экспертных организаций в ситуации, когда государственным судебно-экспертным организациям, в силу законопроекта, лицензии не нужны. По сути, предлагается узаконить их более выигрышное положение по сравнению с негосударственными судебно-экспертными организациями.

Но наше (и других институтов) отрицательное заключение вовсе не означает, что документы обязательно отложат на полку. К нам, безусловно, прислушиваются, но последнее слово здесь принадлежит законодателям. Так, упомянутый мною «туристический» законопроект благополучно стал законом. Однако в нем по инициативе Палаты были все же уточнены требования к размеру финансового обеспечения ответственности туристического оператора и сокращены основания исключения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о туристическом операторе из реестра. То есть наши усилия не пропали втуне, мы, насколько это было возможно, снизили нагрузку на бизнес.

Есть, естественно, и такие законопроекты, которые мы поддерживаем лишь при обязательном условии учета всех наших предложений.

Бывает так, что закон принимается, учитываются предложения Палаты, но ряд наших существенных замечаний остается «за бортом». Так, 22 июня был принят ФЗ «О государственной кадастровой оценке». В нем учтена часть предложений ТПП РФ, в частности, что кадастровая стоимость определяется на основе рыночной информации и информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости; увеличен с 10 до 20 рабочих дней срок для представления информации органами исполнительной власти на запрос бюджетного учреждения и т.д. Необходимость принятия ФЗ поддержана ТПП РФ, но по его отдельным положениям у нас есть серьезные замечания. Значит, будем анализировать практику применения закона, «набирать статистику»; она покажет, насколько нужна корректировка документа.

– Палата ведь тоже разрабатывает законопроекты…

– Да, в этом году Палата разработала семь законопроектов. В Госдуму мы их вносим через депутатов. Так, например, в осеннюю сессию будут рассмотрены законопроекты о внесении дополнений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в отдельные законодательные акты РФ. Мы, в частности, предлагаем, чтобы заказчик оплачивал товар (услугу), поставленный малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями, в течение 10, а не 30 дней, как сегодня. Это будет способствовать развитию субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, укреплению их материальной стабильности, а также увеличению оборотного капитала предприятий. Мы предлагаем также рядом законодательных мер поддержать предприятия, использующие вторичное сырье, и стимулировать развитие отрасли переработки отходов. У нас это направление находится где-то на втором-третьем плане, а в мире – это выгодный и нужный обществу бизнес.

Есть у нас проект федерального закона, распространяющий на индивидуальных предпринимателей порядок, согласно которому организации, созданные в декабре, не обязаны отчитываться за него – этот месяц просто присоединяется к следующему году. Принятие законопроекта уменьшит налоговую отчетность – сегодня в этом плане нагрузка на бизнес весьма серьезная. Документ также будет рассмотрен в осеннюю сессию…

– Будут новые законопроекты «от Палаты»?

– Обязательно будут. Гарантирую.

Материал 

Share This: