Какие изменения нас ожидают в налоговой политике с 2018 года?

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на Гайдаровском форуме (12-14 января, Москва) принял участие в панельной дискуссии «Новая налоговая политика России: какие изменения нас ожидают с 2018 года?».

Выбор площадки был обусловлен тем, что ТПП РФ является соисполнителем поручения Президента РФ по подготовке ключевых параметров налоговой системы на 2019 год и на последующие годы. В ближайшее время совместно с ведущими деловыми объединениями Палата представит соответствующие предложения.

В дискуссии участвовали также глава Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров (ведущий), министр финансов РФ Антон Силуанов, министр экономического развития РФ Максим Орешкин, глава РСПП Александр Шохин и другие. Эксперты обсудили, какие изменения в налоговой системе России ожидаются в ближайшее время, какой должна быть «донастройка» отечественной налоговой системы, как ускорить принятие решений о ее изменениях.

В 2014 году, говорилось в ходе дискуссии, было принято решение на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия для бизнеса. Они не пересматривались, несмотря на изменения в экономической ситуации, и это безусловно позитивно сказалось на работе предприятий. Пришло время так ориентировать налоговую систему страны, чтобы она работала на стимулирование деловой активности, на рост экономики, инвестиций, создавала конкурентные условия для развития российского бизнеса.

Нужно упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их более адресными, отказаться от неэффективных инструментов. Необходимо к 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, в Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период.

В ходе дискуссии Президент ТПП РФ представил позицию Палаты по ряду обсуждавшихся вопросов.

Говоря о неналоговых платежах, он отметил, что они не контролируются, как обычные налоги, так как вводятся ведомствами и министерствами. Нужно на федеральном уровне законодательно решить весь комплекс проблем с неналоговыми платежами – от их реестра, от правил их введения и ликвидации до администрирования.

Необходимо учитывать общую фискальную нагрузку на бизнес, а не только налоги.

В идеале налоги – это инструмент стимулирования экономического роста, и в этом плане надо работать, но в ближайшие три года снизить налоговую нагрузку не удастся.

Вносить изменения необходимо аккуратно, после тщательного обсуждения с бизнесом. Это особенно болезненный вопрос для малого предпринимательства, учитывая, что оно более, чем на 90 процентов состоит из микробизнеса. Опросы показывают, что у малого бизнеса три приоритета: рынки сбыта, доступ к финансовым ресурсам, уменьшение административного давления.

На этих направлениях и надо работать, чтобы малый бизнес мог активнее развиваться. Не все удается. Так, планировалось, что налоговая отчетность должна уменьшиться; глава государства на съезде ТПП РФ в марте 2016 года согласился с предложениями снизить количество отчетов для малого бизнеса перед статистическими органами. Но анализ, проведенный Палатой, показал, что за последние полгода отчетность выросла кратно. Практически в малых компаниях одному работнику приходится только этим заниматься. Кроме того, в связи с изменениями отчетности надо приобретать новые программные продукты.

Необходимо сокращать время от разработки предложений до принятия закона. Бизнес со своими предложениями (естественно, после их обсуждения и согласования крупнейшими бизнес-объединениями) должен выходить сразу к законодателям. На этой же площадке должны быть представлены мнения ведомств. И уже здесь сообща надо приходить к консенсусу, отказавшись от бесконечных предварительных многоэтапных консультаций, предложений и контрпредложений, согласований – внутриотраслевых, а потом в профильных ведомствах и т.д., – в которых может потеряться и суть дела. Хотелось бы, чтобы дискуссий было меньше, а конкретных решений больше.

Эксперты согласились с тем, что максимально широкое обсуждение следует проводить именно на парламентской площадке. Участники обсуждения считают, что необходимо создать единый программный документ, который будет включать в себя налоговые, таможенные и иные аспекты формирования бюджета. Весной он должен быть представлен парламенту. В этом документе следует отобразить реальный уровень фискальной нагрузки на сегодняшний день, учесть все фискальные платежи, а также дать анализ российской налоговой системы в сравнении с системами, применяемыми в других странах.

В любом случае, уверены участники дискуссии, фискальная нагрузка не должна расти. Более того, в перспективе она должна уменьшаться (следует в то же время понимать, что в любом случае в ближайшие три года она по объективным причинам снижаться не сможет, заметил в связи с этим Сергей Катырин). И, наконец, необходимо придавать налоговой системе стимулирующую функцию. Налоги должны приносить необходимые средства для жизни страны и одновременно способствовать развитию бизнеса.

Share This:






One Comment to Какие изменения нас ожидают в налоговой политике с 2018 года?

  1. В 2017 году продолжается тенденция сокращения затрат на образование сотрудников организаций.
    Ведь есть интернет, бесплатные консультации, профессиональные издания…
    Если в бюджете на год и заложены деньги на повышение грамотности персонала, то они минимальные.
    Так давайте сэкономим вместе! +74997695225